Курсовая работа: Источники международного частного права

Тема представленной курсовой работы – “Источники международного частного права”.

Международное частное право регулирует отношения (гражданско-правового характера в широком смысле слова), возникающие в условиях международной жизни; имеет свой предмет и свой метод регулирования; является отраслью частного права, отраслью внутригосударственного права. Международное частное право тесно связано с гражданским правом – многие институты международного частного права являются как бы продолжением институтов гражданского (семейного, трудового) права, в определенной мере производны от этих институтов, но в силу своего международного “происхождения”, “внутреннего” и “внешнего” своеобразия не сливаются с ними и не растворяются в них.

Международное частное право тесно связано с международным правом, но не является его частью.

В связи с вышеизложенным интересно определить источники международного частного права.

Под источниками права принято понимать внешние фор­мы права. "В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обознача­ются условным термином "источники права"[1] .

Содержание международного частного права определя­ется системой его источников, к которым в Российской Феде­рации относятся ее Конституция, международные договоры и законодательство, а также признаваемые в Российской Феде­рации обычаи.

1. Конституция Российской Федерации и международное частное право .

1.1. Конституция РФ – важнейший внутренний источник международного частного права.

В ряду внутренних источников международного частного права важнейшим является Конституция РФ. Следующие конституционные нормы имеют ключевое значение для форми­рования основ международного частного права.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, при­нимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Требования Конституции: законы под­лежат официальному опубликованию; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они неопубликованы официально для всеобщего сведения.

Основные права и свободы человека призна­ются в Конституции РФ (ст. 17) неотчуждаемыми и принадле­жащими каждому от рождения. Являясь непосредственно дей­ствующими, права и свободы человека и гражданина опреде­ляют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуп­равления и обеспечиваются правосудием.

Положения главы 2 "Права и свободы человека и гражда­нина" составляют основы правового статуса личности в Рос­сийской Федерации, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства. Исходным является положение о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к ре­лигии, убеждений, принадлежности к общественным объеди­нениям, а также других обстоятельств.

Российская Федерация гарантирует своим гражданам за­щиту и покровительство за ее пределами.

Главное, что характеризует правовое положение иност­ранных граждан и лиц без гражданства — уравнивание их в правах и обязанностях с российскими гражданами, кроме слу­чаев, установленных федеральным законом или международ­ным договором РФ.

Обращает на себя внимание формула ч. 1 ст. 17 Конститу­ции ("...согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституци­ей"), в которой отсылка к общепризнанным принципам и нор­мам международного права предшествует упоминанию Кон­ституции[2] .

Общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права — а именно с ними сверяется сегодня движение России к демократическому правовому государству — наряду с международными договорами РФ рассматриваются в Консти­туции как составная часть российской правовой системы. Ра­зумеется, это привносит новые, более высокие, основываю­щиеся на общечеловеческом наследии и международных стан­дартах требования ко всем другим компонентам системы, вклю­чая законотворческую и правоприменительную деятельность.

1.2. Конституция РФ и Федеральный закон “О международных договорах Российской Федерации”.

Разработанный на основе конституционных положений и норм международного права Федеральный закон "О междуна­родных договорах Российской Федерации"[3] исходит из значе­ния международных договоров как существенного элемента стабильности международного правопорядка, функционирова­ния правового государства. Стабильность в межгосударственных отношениях — важнейший фактор устойчивого развития деловых контактов граждан и организаций различных стран, международного общения в целом.

Не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и примене­нию. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответ­ствии. Конституции РФ не вступивших в силу международ­ных договоров РФ.

В отношении международного договора, который содер­жит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, установлен особый порядок выражения со­гласия на его обязательность для Российской Федерации. Ре­шение о согласии на обязательность такого международного договора для Российской Федерации возможно, в форме феде­рального закона только после внесения соответствующих по­правок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра­вила международного договора.

1.3. Гражданско-правовые отношения с иностранным элементом.

Гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство отнесено к ве­дению Российской Федерации; в ведении Федерации находит­ся и федеральное коллизионное право (п. "о" и "п" ст. 71 Кон­ституции РФ). По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральными законами. В ре­зультате российское материальное, коллизионное и процес­суальное право, применяемое к гражданско-правовым отно­шениям с иностранным элементом, формируется на федераль­ном уровне и является единым для страны, для всех субъек­тов Федерации. Тем самым создаются важные предпосылки для обеспечения единообразных условий функционирования гражданского оборота и участия в нем иностранных граждан и иностранных юридических лиц.

1.4. Внешняя политика и международные отношения.

Предметами ведения Российской Федерации являются ее внешняя политика, международные отношения, Международные договоры и внешнеэкономические отношения.

Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и ино­странными лицами, права, обязанности и ответственность ор­ганов государственной власти Российской Федерации и орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности определяются Феде­ральным законом "О государственном регулировании внешне­торговой деятельности"'. К принципам государственного, регу­лирования внешнеторговой деятельности Закон отнес, в част­ности, приоритет экономических мер государственного регу­лирования этой деятельности, равенство ее участников и их недискриминацию, защиту государством прав и законных ин­тересов участников внешнеторговых связей.

2. Международные договоры Российской Федерации .

2.1. Понятие международного договора

В Федеральном законе "О международных договорах Рос­сийской Федерации"[4] понятие международного договора РФ оп­ределено на основе Венской конвенции о праве международ­ных договоров 1969 г[5] . и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г. Под международным договором РФ понимается международное соглашение, зак­люченное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой докумен­тах, а также независимо от его конкретного наименования.

2.2 Трансформация норм международного договора.

Доктрина трансформации норм международного договора, сводятся в кратком изложении к следующему:

1) международно-правовая норма приобретает юридичес­кую силу в сфере внутригосударственной в результате ее трансформации в норму внутригосударственного права;

2) трансформация норм международного договора во внут­ригосударственное право осуществляется в различных право­вых формах, посредством издания различных внутригосудар­ственных актов;

3) выбор той или иной формы трансформации зависит от содержания международного договора и характера регулиру­емых отношений;

4) норма национального права, явившаяся продуктом трансформации, применяется в качестве lex specialis по отно­шению к иным внутригосударственным нормам;

5) "трансформированная" норма отличается определенной автономией в системе внутригосударственных норм, что объяс­няется связью этой нормы с породившим ее международным обязательством;

6) при трансформации международный договор как акт международного права остается формой правовой связи зак­лючивших его государств[6] .

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 440
Бесплатно скачать Курсовая работа: Источники международного частного права