Курсовая работа: История развития информационного рынка в России
Содержание.. 2
Введение.. 3
Глава 1. История развития рынка информационных ресурсов и услуг.. 4
1. История развития. 4
2. Информационные революции.. 5
Глава 2. Роль государства в формировании информационного общества в России 10
Глава 3. Области современного информационного рынка.. 18
1. Рынок информации.. 18
2. Рынок электронных сделок. 20
3. Рынок электронной глобальной коммуникации.. 21
Заключение.. 22
Список используемой литературы... 23
Введение
Проблема накопления, обработки, распределения, обмена информации всегда волновала общество на всех этапах его развития. Истории известно несколько информационных революций, каждая из которых влияла на преобразование общественных отношений, в результате чего происходил качественный скачок в развитии цивилизации.
Информационный процесс ускоряет процесс информатизации общества. Если в индустриальном обществе основная цель – это производство и потребление товаров, то отличительной чертой информационного общества является производство и потребление интеллекта и знания.
Актуальность темы. Современное общество развивается быстрыми темпами. Открытия, нововведения, развитие в таких областях, как в технической и социальной не могли не сказаться на роли информации в жизни общества. Информация становится таким же экономическим ресурсом, как и труд, земля, капитал, предпринимательские способности. Современные информационные технологии, которые предоставляют быстрые и эффективные способы по получению информации, используются людьми во всех сферах их жизни. Рынок информации и информационных услуг оказывает огромное влияние на процессы производства и потребления товаров и услуг, на функционирование рынка, и поэтому является одним из основных секторов рыночной экономики.
Цель работы. В данной работе я бы хотела рассмотреть историю развития информационного рынка, определить его роль в обществе и в экономической сфере, а так же рассмотреть различные виды информационных услуг.
Задачи курсовой работы:
- определение понятия «информационные услуги»;
- роль и место информационных услуг экономике;
- классификация информационных услуг;
- рассмотрение рынка информационных услуг в России;
- государственное регулирование рынка информационных услуг.
Глава 1. История развития рынка информационных ресурсов и услуг
1. История развития
Рынок информационных ресурсов и услуг – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе, с определенной номенклатурой продуктов и услуг, определенными рыночными условиями и ценами.
Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Первыми источниками информации были рукописи, рукописные книги. Позже появилась новая информационная технология – книгопечатание, и переход общества на индустриальную стадию не изменили состава участников информационной деятельности. Вместе с тем, число библиотек, как и число их читателей, увеличилось, а среди потребителей информации росла доля представителей бизнеса. Вместе с тем, книгоиздание привело к возникновению рынка книг и периодики, который, в свою очередь стал моделью для рынка информационных ресурсов.
В таком виде информационная деятельность пребывала до середины XIX века, пока не появился новый информационный продукт – реферативный журнал, публикующий краткие резюме (рефераты) научных статей, напечатанных в других изданиях. Использование реферативного журнала (РЖ) позволяло пользователю быть в курсе изменения системы знаний при приемлемых затратах времени. РЖ оставался основной частью рынка информации до начала 60-х гг. прошлого века, когда им на смену пришли базы данных. Именно РЖ заложили основы формирования национальных и международных рынков информационных ресурсов и услуг.
Формирование мирового и национальных рынков информационных услуг началось в 50-х годах ХХ века. В первое десятилетие его становления основными поставщиками на этом рынке являлись информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений и учебных заведений, работающие преимущественно на некоммерческой основе. В этот же период стали возникать и укрепляться коммерческие информационные фирмы. Основными потребителями информационных услуг до середины 80-х годов выступали ученые и специалисты в области науки и техники. Но со второй половины 80-х годов их доля постепенно сокращается, и первое место на рынке информационных услуг стала занимать торгово-экономическая и финансовая информация.
С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.
С середины 60-х до середины 70-х гг. ведущим видом информационных услуг стали базы данных, появившиеся в результате обширного влияния компьютерных технологий.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--