Курсовая работа: История старчества Оптиной пустыни
Выполнил
студент 1 курса очной формы обучения
отделение теология 12 группа
Селютина Э. В.
Научный руководитель:
кандидат исторических наук, профессор
Рагунштейн О. В
Курск 2008г.
Введение
Возможно у людей, приступивших к изучению жизни старцев, под впечатлением чтения жития пустынных отцов и повествования о жизни Афонских старцев, невольно сложится мнение, что старцы должны быть непременно отшельниками, аскетами, ушедшими не только от мира, но и от братии. Именно годы безмолвия, непрестанная молитва, самоуничижение, жизнь в уединенных местах, полное отрешение от своей воли, умение вверить свои судьбы промыслу Божьему и отличало старцев первых времён, и их последователей.
Однако, знакомясь с жизнью Оптинских старцев, читатель постепенно привыкает к мысли о том, что в современных условиях весьма органично сочетаются «духовный подвиг внутреннего делания» и повседневные заботы о страждущих.
Оптину Пустынь в 19-20 веках считали маяком русской интеллигенции, для крестьян и ремесленников каждый старец был «как отец родной». Оптинским старцам были присущи не только исключительная глубина духовной жизни, обладание дарами прозорливости, рассуждения, но и великая любовь к людям, нескончаемое желание поделиться духовными сокровищами с миром. И если первый Оптинский старец, отец Леонид (Лев), подобно древним отцам долгое время жил в уединении, то его преемники как бы по наследству перенимали старчество, многие из них были сначала келейниками у старцев, потом помощниками, наконец, преемниками своих духовников.
Святые отцы говорили, что того, кто совершит дело угодное Богу, непременно постигнет искушение, что всякому доброму делу предшествует или последует искушение. Начиная с 1830 года, Оптинское Старчество вводилось и укреплялось многими трудами и скорбями, « воздвигалось молитвенным потом и слезами».
Когда старец Леонид со своими учениками поселился в Оптиной Пустыне, заговорили о старчестве и духовном окормлении, не только об очищении совести и об откровении помыслов, но и об «отсечении своих хотений и разумений». Многие из братии восставали против нововведений. Невзирая на доносы, запреты, гонения старчество укоренилось в святой обители.
Вот как отзывался о первых Оптинских старцах отце Леониде и отце Макарии Преосвященный Игнатий Брянчанинов:
«Оба старца были напитаны чтением отечественных писаний о монашеской жизни, сами руководствовались этими писаниями, руководствовали ими и других, обращавшихся к ним за назидательным советом... Никогда они не давали советов от себя: всегда представляли в совет изречение Св. Писания и св. отцов... Это давало советам их силу: те, кто хотели бы возразить на слово человеческое, с благоговением выслушивали слово Божие и находили справедливым покорить ему своё умствование».
Этого правила придерживались и Оптинские старцы ХХ столетия. Все старцы заботились о духовном очищении ближних, непрестанно молились о спасении душ приходивших к ним за помощью людей. Они помогали людям в их житейских делах, поддерживали в невзгодах, подсказывали выход из самых безвыходных положений, благодаря своей прозорливости, умели привести страждущих на путь покаяния, ведущего к истинной христианской жизни. Чудеса исцелений по их молитвам, умножали количество паломников в Оптинскую Пустынь год от года.
В годы безверия, была предпринята попытка прервать духовную связь народа с Оптинскими старцами. Старец Нектарий, ученик старца Анатолия (младшего) и старца Амвросия, был последним соборно избранным Оптинским старцем.
В тридцатых годах, во время гонений на церковь многие иеромонахи были арестованы, но и в тюрьмах и лагерях благодаря молитвенникам Оптиной Пустыни продолжали теплиться в сердцах людей любовь и вера. В восьмидесятых годах ХХ века возродилась духовная жизнь Святой Обители, возродились и традиции Оптинского Старчества. Нескончаем поток паломников в Оптину Пустынь и по сей день.
В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского (память празднуется 23 октября), а 10 июля 1998 г были обретены мощи преп. Амвросия вместе с мощами ещё шести Оптинских старцев. (Ранее – в октябре 1988 г. были обретены мощи преп. Иосифа) 26-27 июля 1996 г. тринадцать Оптинских Старцев были причислены к лику местно-чтимых святых Оптиной пустыни. (Общее Соборное празднование 24 октября).
В 2000 году преподобные Оптинские Старцы были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Цель курсовой работы: изучить историю старчества Оптиной пустыни.
Задачи:
· Познакомиться с краткой историей и описанием Свято-Введенского монастыря Оптина пустынь;
· Изучить жития наиболее известных старцев Оптиной пустыни;
· Познакомиться с историей новомучеников, убиенных на Пасху 1993 года.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, 1, 2 и 3 глав и заключения.
В ведении обозначены основные задачи и направления исследования.
В 1-ой главе изложена краткая история и описание Свято-Введенского монастыря Оптина пустынь.
Во 2–ой главе изложены жития старцев Оптиной пустыни: преподобного Льва, основателя Оптинского старчества; Амвросия, наиболее известного старца Оптинского; преподобного Макария, жизнь которого была связана с городом Курском.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--