Курсовая работа: Из истории московского «полуострова»
Первоначальное местоположение и история названия Дорогомилова связаны с урочищем, находившимся на левом берегу реки, в районе современной улицы Плющихи. Оно располагалось в непосредственной близости к городу, на вершине холма над Москвой-рекой. По мнению историка И.Е. Забелина (История Москвы.– М., 1952.– Т.1.– С.451–452.), в XIII–XVI веках это было одно из сел, составлявших окружение небольшого укрепленного городка – Москвы.
Существуют и другие версии происхождения топонима «Дорогомилово». Так, в описании московских церквей 1817 года говорится, что, по устному преданию, Дорогомиловская слобода получила свое название потому, что путешественники, приезжающие в слободу по большой, ровной и гладкой дороге, благодарно называли ее «дорогою милою». Или будто бы старые ямщики, хотя и дорого брали, но доставляли путешественников к местам их следования быстро и исправно, почему те и говорили: «Дорого, да мило!». Но эти объяснения, по мнению ученых, могут относиться к гораздо более позднему времени, когда слобода уже располагалась на правом берегу Москвы-реки.
Ее название, согласно версии русского историка и этнографа И.М. Снегирева (1793–1868) (Снегирев И.М. Подробное историческое и археологическое описание города.– М., 1895.–Т.1. – С.234.), могло быть связано с новгородскими или псковскими воеводами Дорогомиловичами, чьи имена сохранила нам новгородская летопись.
Сходное объяснение появлению этого названия на карте Москвы дал известный москвовед, историк П.В. Сытин (Сытин П.В. Из истории московских улиц: Энциклопедия – путеводитель по улицам Москвы. – М., 1999.– С.333.).
Он указывает на то, что в летописи XIII века есть упоминание о новгородском боярине Иване Дорогомилове – соратнике новгородского князя Александра Ярославича (Невского). Дорогомилов пришел в Москву вместе с князем Даниилом Александровичем, младшим сыном Александра Невского, который получил Москву в удел после смерти отца, княжил здесь с 1276 по 1303 год и стал родоначальником московского княжеского дома. Сытин считает, что князь Даниил Александрович пожаловал Ивану Дорогомилову вотчину, и имя боярина навсегда запечатлелось в названии местности.
В XIV веке эти подмосковные земли переходят во владение ростовских епископов, позднее митрополитов. Впервые в летописи эта местность названа Дорогомиловом в 1412 году в правление Великого князя Василия III. В летописи 1550 года в Дорогомилове значился и Новодевичий монастырь. Вплоть до XVIII века вся территория вдоль западной стороны улицы Плющихи до Новодевичьего монастыря продолжала называться Дорогомиловом.
На правый берег Москвы-реки это название было перенесено в конце XVI века – вместе со Смоленской дорогой, ранее проходившей южнее (от Смоленских ворот Земляного города, по Плющихе, мимо Новодевичьего монастыря через Сетуньскую переправу).
Примерно в это же время сюда были переселены из села Вяземы «государевы ямщики» – крестьяне, освобожденные от всех повинностей, но взамен этого обязанные заниматься «ямской гоньбой» – перевозить пассажиров и грузы. В писцовых книгах об этом было записано: «охотники ямские из того Вяземского яму переведены при царе Иване Васильевиче под Москву в Дорогомиловс кую слободу». Так на правом ранее не заселенном берегу в западном предместье города возникла Дорогомиловская ямская слобода.
Большинство исследователей считает, что русское слово «ям» происходит от монгольского «дзям» – дорога. Ям – налог, подать, которую можно было уплатить либо деньгами, либо поставкой лошадей ямникам (или ямщикам). Ямником (ямщиком) в то время называлось должностное лицо, ведавшее сбором этой подати. Ямом также называли стан на большой дороге, где происходила смена лошадей.
Организованная система сообщений – ямская гоньба, по свидетельству большинства сохранившихся документов, окончательно оформилась при Иване III (1462–1505), который завершил государственное объединение Руси. Ямская гоньба была создана исключительно для удовлетворения нужд государственного управления. Об этом свидетельствует направление ямских дорог. В то время ряд важнейших торговых путей не был устроен и не имел ямов. Однако пути, по которым велись дипломатические сношения, хотя и пролегали по пустынной и часто малонаселенной местности, имели хорошо устроенные ямы.
Для ямской гоньбы на окраинах Москвы примерно в одно и то же время были расселены ямские охотники, состоявшие на службе у государства. Так на карте города появились Тверская-Ямская, Переяславская, Рогожская, Коломенская и Дорогомиловская ямские слободы.
Первоначально Дорогомиловская ямская слобода представляла собой несколько десятков изб, расположенных вдоль Смоленской дороги, ближе к броду через Москву-реку. В остальной части располагались заливные луга, доходившие до самой реки.
Ямские, или гонные, слободы имели собственное управление и пользовались особыми правами.
В XVI веке ямщики составляли особый класс и занимали место между крестьянами-землепашцами и служилыми людьми. Для выполнения своих обязанностей они должны были держать по три мерина. Государи жаловали ямщикам земли в вечное и потомственное владение в предместьях Москвы, за земляным городом, где те селились на правах уездных жителей, владея пашнями, сенными покосами, выпасами и другими угодьями.
В Дорогомиловской слободе ямщицкие земли располагались к северу от Смоленской дороги. Пашни, подобно жалованию, делились на равные части, паи. Вдоль берега реки шли заливные луга. Ямщики занимались хлебопашеством и жили в собственных домах – курных избах, крытых соломой, позже тесом или гонтом (дранкой).
Дорогомилово в ХVII–ХVIII вв.
В XVI–XVII веках Смоленская дорога была очень оживленной. По ней Москва сообщалась с Западной Европой, проезжали в Москву многочисленные посольства западных государств, при Иване Грозном войска шли на отвоевывание берегов Балтийского моря, при Алексее Михайловиче – для освобождения русских городов в Литве.
У плавучего Дорогомиловского моста, на самом берегу реки Москвы, для Великого князя Ивана III был построен временный Дорогомиловский дворец. Отсюда он провожал свою дочь Елену в Литву, отдавая ее замуж за сына литовского короля Александра. По этому мосту торжественно въезжала в город будущая московская царица Марина Мнишек, для встречи которой были сооружены первые в Москве Триумфальные ворота.
Иноземные торговые караваны везли в Московию ткани, фарфор, предметы роскоши, а увозили меха. Смоленский рынок, располагавшийся рядом с территорией старого Дорогомилова, издревле назывался пушным.
* * *
А еще Дорогомилово упоминается в связи с постройкой ростовским епископом Григорием на своем подворье церкви, освященной в память Благовещения Господня. Как пишет историк Москвы Иван Забелин, считалось, что от древних лет в той церкви хранились священные ризы чудотворца Леонтия, исчезнувшие из храма удивительным образом «в уверение чудного видения», которое было дано пономарю этого храма в 1521 году во время осады Москвы войсками крымского царя Махмет-Гирея.
Документы, относящиеся к середине XVII века, рассказывают уже о существовании здесь обширного подворья ростовских владык, окруженного дворами их «работных людей». В 1646 году на подворье стояли два митрополичьих двора, на одном из которых останавливались приезжавшие из Ростова митрополичьи дети боярские, а на другом – крестьяне.
Во время пожара 1685 года Ростовское подворье и церковь Благовещения сгорели. Вновь выстроенный в 1697 году храм, также Благовещенский, стал обычным приходским храмом, но подворье все еще существовало. Ростовские владыки продолжали владеть этими землями до XVIII века. (В настоящее время на этом месте расположены Ростовская набережная и Ростовские переулки).
* * *
На месте брода через Москву-реку, где в XVI веке был лодочный и паромный перевозы, в следующем веке был выстроен деревянный плавучий («живой») мост, лежавший прямо на воде. Недалеко от моста, на берегу находилась небольшая рыбачья слободка, в то время принадлежавшая Патриарху и именовавшаяся Бережковской рыбной слободой.
* * *
В 1650 году последовал ряд распоряжений о ямской гоньбе, освободивших ямщиков от податей, которые они платили как уездные посадские жители, и от участия в городских работах.
Спустя почти двадцать лет царь Алексей Михайлович повелел устроить почту для пересылки государственных бумаг и для частной переписки торговых людей. Для ямщиков вводилась особая форма. Мундиры с гербом на груди ямщики продолжали носить и в следующем веке. С начала XVII до середины XVIII века ямщики были освобождены от рекрутской повинности, но, как все посадские жители, обязаны были защищать город при подступах к нему неприятеля.
Несмотря на войны, пожары и моровое поветрие, Дорогомиловская ямская слобода росла, и особенно быстро – в конце XVII – начале XVIII веков.
В XVIII веке после серии пожаров, прошедших по окраинам Москвы и более всего задевших ямские слободы, Дорогомилово было отстроено заново и несколько расширено. В связи с перенесением столицы в Петербург Смоленская дорога стала менее оживленной, хотя ямщики продолжали нести свою службу и возить почту.
Указ 1704 года запрещал ямщикам заниматься торговлей. Однако в Доимочных книгах Земского приказа встречаются упоминания о лавках во дворах ямщиков Дорогомиловской слободы. Более того, в 1713 году обер-фискал Алексей Нестеров доносил: «Дорогомиловской слободы ямщики, по прозванию обыденки, разбогатели, покинув гоньбу и отбывая с торгу платежей, записались пролазом своим и подлогом в сенные истопники в комнате царевны Наталии Алексеевны и доныне под той опекою имеют торги и лавки немалые».
* * *
Улучшение благосостояния ямщиков позволило им пристроить к своей приходской церкви Богоявления Господня каменный придел, а позже построить новую каменную церковь. И это несмотря на то, что каменное строительство в Москве было строжайше запрещено, поскольку все каменщики, а также весь добываемый строительный материал в тот период направлялись на возведение новой столицы.
Строительство каменной церкви Тихвинской Божией Матери, что на Бережках в Дорогомилове, началось примерно в то же время, в 1716 году.
* * *
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--