Курсовая работа: Изменение профессиональных ориентаций студенческой молодёжи в процессе обучения
Выполнила
студентка курса гр.1383
К.А. Усманова
Научный руководитель
Доцент кафедры социологии
к.с.н. В.В.Фурсова
_____________
Казань,2010
Оглавление
Ведение. - 3 -
Глава 1.Мотивация выбора специальности. - 3 -
§1. Факторы социальной среды влияющие на выбор специальности:- 3 -
§2. Социологические исследования выбора специальности в студенческой среде. - 3 -
Глава 2.Изменение профессиональных ориентаций в процессе обучения. - 3 -
§1. Профессиональные ориентации современного студенчества. - 3 -
§2. Факторы, влияющие на профессиональные ориентации выпускников вузов. - 3 -
Заключение. - 3 -
Список использованной литературы:- 3 -
Ведение
В настоящее время актуальным является научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество. Этот интерес имеет ряд объективных причин. Во-первых, развитие общества, промышленности, экономики, науки и культуры обуславливает дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи). Во-вторых, растет социально-экономическая значимость качества реализации учебно-подготовительных функций студентов вузов. В-третьих, студенчество – важнейший источник воспроизводства интеллигенции.
От того, насколько осознанно человеком будет выбрана специальность получаемая в вузе, зависит успешность её освоения, от этого, в свою очередь, - уровень профессиональной компетентности молодого специалиста, что в конечном счёте влияет на всё сферы жизни нашего общества. Ведь студенческая молодёжь представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамичного социального поведения в ближайшем будущем займёт место основной интеллектуальной и производительной общественной силы.
Изучением студенчества занимаются многие исследователи: Л. Я. Рубина, Т. В. Ищенко рассматривают место студенчества в обществе, этапы и закономерности становления социологии студенчества в России рассматривает Т.Э. Петрова. А.В.Соколов, И.О.Щербакова и Н.А. Вершинина акцентируют своё исследовательское внимание на ценностных ориентациях студенчества, а такие исследователи как Ю.М Дряхлова, О.А. Михалева, С.А.Попова и Е.Л.Могильчак подробно рассматривают в своих работах факторы, которые влияют на выбор подростком будущей специальности.
Студенчество является социальной группой, наиболее адекватно отражающей перемены, происходящие в стране, причем «студенческие годы» приходятся на время наиболее интенсивного психологического и социального формирования личности, ее взросления осознания своих роли и места в обществе. На этом фоне в студенческой среде происходит трансформация системы ценностных ориентаций.
???? ?????? ???????????? ???????????? ???????????? ?????????? ?????? ?? ?????? ???????? ???????? ?????? ? ????????????? ????????. ?????????????? ???????? ??????? ??? ?? ??????????? ???????, ??? ??? ?????? ?? ????????? (?? ????? ????? ??????????? ??? ???????, ???????? ? ?.?.), ?????? ??? ???????? ?????????? ???? ?? ??????????? ??????. ? ?????????? ? ???????? ???????? ????????????? ?????????? ?????????????? ??????? ?????????? ??????????. ? ????? ???????, ?? ???????????? ???? ??????? ?????? ??????? ?????????, ??? ?? ?????????????? ???? ??????, ? ??????, - ????????, ?????????? ???? ?? ??????? ???????? ?????????? ? ?????????? ?????????? ????? ????????. ???????? ??????????????? ????????? ? ???????????? (?????????????????? ?????? ??????????????, ?????????? ????????????? ????????????? ? ??????????? ????? ????????? ???? ? ?. ?.), ? ???????????????, ? ??????????. ??? ???????? ? ????, ??? ??????????? ???????????? ?????????? ??? ????? ???????????.Именно современная российская студенческая молодёжь является объектом изучения в данной работе, предметная же область работы заключена в изменении профессиональных ориентаций студенческой молодёжи в современном российском обществе.
Актуальность данной работы заключается в том, что в ней, анализируются факторы, определяющие процесс формирования профессиональных ориентаций личности, от поступления в ВУЗ до завершения обучения и трудоустройства.
Используемый метод – метод анализа научной литературы и вторичного анализа некоторых конкретных социологических исследований.
Цель данной работы – определить изменяется ли отношение учащихся в ВУЗах к получаемой специальности с момента выбора профессии и до окончания высшего учебного заведения и выявить причины, которые определяют это изменение.
Предположим, что такое изменение происходит, тогда, перед нами встаёт целый ряд вопросов, например: как именно изменяется отношение к выбранной специальности? почему оно происходит? Какие последствия несут подобные изменения? Как предотвратить или минимизировать эти последствия, если они негативны? Для того, чтобы ответить на эти вопросы необходимо выполнить ряд исследовательских задач, а именно:
1. Изучить научную литературу по данной теме (как теоретические работы, так и ряд эмпирических исследований)
2. Проанализировать факторы влияющие на выбор абитуриентом специальности (семья, друзья, СМИ…) т.к они во многом определяют ценностно-профессиональные ориентации студента.
3. Рассмотреть ценностные ориентации студентов 1-4 курса (на примере некоторых конкретных социологических исследований проведенных в нашей стране ).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--