Курсовая работа: Изучение мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в жизни современного общества

Введение

В настоящее время в нашей стране всё больше внимания уделяется нравственным проблемам. Равно как социально-экономические и экологические, они являются предметом постоянного внимания со стороны органов власти, социальных институтов, средств массовой информации. Интерес к ним обусловлен, в первую очередь, глубокими социально-стратификационными изменениями, происходящими в современном белорусском обществе. Немалую роль также играет имеющая место трансформация ценностей. Постепенно ослабляется роль таких институтов социализации, как семья, школа, общественно-политические движения. Как свидетельствует история, именно в такие моменты чаще всего и происходит нивелирование традиционных ценностей, дезориентация, рост нигилистических настроений. В первую очередь это характерно для представителей молодого поколения, не имеющего социального опыта и сформировавшихся убеждений.

Для противодействия данному явлению необходимо объединить усилия всего общества, используя, в том числе, опыт и возможности такого социального института как религиозные организации. С этой целью в Беларуси была разработана Программа сотрудничества между Министерством образования и Белорусской Православной Церковью. Но при выполнении программы, на наш взгляд, необходимо учитывать как отношение старшеклассников к религии в целом, так и степень доверия к религиозным организациям и служителям культа и реальную степень их воздействия на нравственное становление молодых людей.

Изучение религиозности молодёжи актуально также потому, что именно она является отражением всех противоречий и возможностей общества и именно она, в силу своей социальной природы, выбирает траекторию его исторического движения. Следовательно, изучение процессов, происходящих в молодёжной среде в настоящее время, позволяет спрогнозировать, в каком направлении будет развиваться общество в будущем.

Исходя их данных положений, нами был разработан проект «Изучение мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в жизни современного общества». Объектом исследования являлась группа учащихся 10–11 классов Логойской СШ №1. Предметом исследованиявыступала религиозность, а также показатели её уровня и содержания.

Его результаты представлены в данной работе, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Первая глава посвящена теоретико-методологическим основам разрабатываемой проблемы, вторая – анализу результатов социологического опроса, проведённого авторами работы среди старшеклассников школы в марте 2007 года и сравнению их с данными аналогичного опроса 2001 года. В приложение включены: образец бланка, заполняемого респондентом; статистическая таблица результатов социологического опроса; диаграммы и графики.

Наше исследование начиналось с проработки проблемы роли религии и религиозных организаций в жизни общества и изучения источников по данной теме. На первом этапе нами была выдвинута гипотеза о том, что в настоящее время религиозные организации ограниченно влияют на жизнь общества и, прежде всего, на молодёжь; следовательно, для решения вопросов и проблем нравственного воспитания нужно не только опираться на их опыт формирования нравственных ценностей, но и искать новые формы и методы.

Цель исследования состояла в том, чтобы выявить субъективное отношение учащихся 10–11 классов к религии и религиозным организациям, а также определить степень их религиозности. Реализация поставленной цели и доказательство выдвинутой гипотезы требовала выполнения следующих задач:

- рассмотреть на теоретическом уровне сущность понятия «религиозность», сформулировать подходы к данному явлению;

- разработать программу и осуществить эмпирическое исследование изучения мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в настоящее время;

- выявить при помощи эмпирического исследования конкретные показатели религиозности;

- проверить с помощью результатов исследования правильность выдвинутой гипотезы;

- дать анализ сложившейся религиозной ситуации.

1. Теоретико-методологические основы проблемы изучения роли религии и религиозных организаций в жизни общества

1.1 Основные подходы к пониманию религии как социального явления

Религия как социальное явление существует, по-видимому, так же долго, как и человечество. Само слово встречается как в художественной литературе, так и в научных текстах, и в обыденной речи, но при этом в сам термин, как правило, вкладывается различное содержание. Философы, историки, социологи и психологи, изучавшие религию как социальное явление, также далеко не едины в определении её сущности. Зачастую они пытались выделить самый главный, на их взгляд аспект, игнорируя всё, что не подтверждает или противоречит ему. В качестве примера такого подхода можно привести утверждения, приведённые в статье А. Кулакова «Что такое религия?» [6, с. 40]:

- Цицерон (106–43 г. до н.э., Древний Рим): религия – просвещённое, городское, «культурное» и цивилизованное верование в противовес дикому суеверию.

- Священник С.Н. Булгаков (1871–1944, Россия): религия есть опознание Бога и переживание связи с богом.

- Б. Спиноза (1632–1677, Нидерланды): религии – отражение неуверенности, страхов и колебаний человека.

- Л. Фейербах (1804–1872, Германия): боги – воплощённые осуществлённые желания человека.

- К. Маркс (1818–1883, Германия): религия – извращённая форма общественного сознания, которая порождена бессилием человека и у которой нет самостоятельной истории.

- М. Вебер (1864–1920, Германия): религия является способом придания смысла всякому социальному действию.

- З. Фрейд (1856–1839, Австрия): религия – универсальный коллективный невроз, следствие чувства страха, вины и безуспешной борьбы человека со своими природными бессознательными влечениями. В человеческой культуре она играет роль средства защиты от индивидуального невроза.

- К. Юнг (1875–1961, Швейцария): религия выполняет для людей функцию «мироупорядочения» мышления.

- Э. Фромм (1900–1980, США): религия – любая система взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая даёт индивиду систему ориентации и объект поклонения.

- М. Хайдеггер (1889–1976, Германия): религия подобна евангельскому «хождению по воде», она состоит в стремлении выйти за обыденное в невозможную и невообразимую реальность.

В настоящее время религию определяют как «мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование Бога или богов». [3, 286]

Также неоднозначно, как определение, трактовалась и её роль в жизни общества. Как отмечает Я.С. Яскевич, «в традиционной для советских общественных наук официальной иерархии ценностей религия занимала одно из первых мест с отрицательным знаком, как явление, препятствующее созданию идеального коммунистического общества. Стремление лишить религию объективных причин её существования не только в древности и в средневековье, но и в наше время, отнять у неё духовное, гуманитарных, культурные функции в обществе не могли не сказаться отрицательно на развитии самого общества и его членов». [4, с. 327]

Роль религии в обществе можно проиллюстрировать массой исторических примеров, начиная от возникновения социальных институтов до религиозных войн. Ей присущи как интегративная, так и дезинтегративная функции; следовательно, она может содействовать сплочению людей одной веры, одной страны за сохранение независимости, выступать в качестве основы национальной идеологии. В качестве примера можно привести роль ислама в образовании Арабского халифата или роль православной церкви в процессе освобождения Руси от монгольского ига. Но если в обществе имеются различные противостоящие друг другу конфессии, то религия будет ещё больше раскалывать его, провоцируя религиозные и социальные конфликты. К сожалению, в настоящее время мы видим массу подобных примеров.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 155
Бесплатно скачать Курсовая работа: Изучение мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в жизни современного общества