Курсовая работа: Карибский кризис

Точно не известно, сколько раз за обозримый период времени наша цивилизация стояла на грани катастрофы. Многие сотни лет войны, раздиравшие мир, меняли политические строи государств и перекраивали границы, но все это было относительно безопасно для человечества в целом, т.к. затрагивало лишь некоторые народы, оставаясь совершенно незаметным для других. Экспансия Александра Македонского, к примеру, не оказала никакого влияния на народы, проживавшие в Северной Америке; монголо-татарское нашествие, в корне изменившее ход русской истории, осталось незамеченным, например, племенами, населявшими полуостров Индостан. Подобных примеров можно привести массу, разумно сразу перейти к сути вопроса: только с середины двадцатого века человечество получило возможность путем глобальных конфликтов повлиять не только на отдельные народы и государства, но и на все население и на все государства Ойкумены.

Изобретение ядерного оружия, а позднее – и средств его доставки к цели, было, несомненно, эпохальным событием. Мощь военного потенциала сверхдержав и их готовность эту мощь использовать породили ситуацию, при которой любой конфликт между ними приводил бы к тотальной ядерной войне и как следствие, к возможному полному уничтожению человеческой цивилизации на Земле.

Биполярный мир, где обе стороны обладали ядерным оружием в количестве, достаточном для полного уничтожения, как главного противника, так и его соседей и союзников, дальних и близких, был в силу ряда причин структурой нестабильной. Оба полюса – СССР и США были непримиримыми врагами. Вражда их своими корнями уходит в идеологию и геополитику, и задачей–минимум каждой из сторон было если не уничтожение оппонента, то, по крайней мере, обеспечение своего военно-стратегического превосходства, территориального доминирования.

За период с 1945 по 1987 год отношения между СССР и США не раз менялись от относительной дружбы до открытой угрозы применения силы. Было несколько случаев, когда пальцы руководителей обеих сторон уже лежали на “красных кнопках”, и каждый раз судьба мира зависела только от личного приказа или телефонного звонка одного президента другому.

Почему в каждом конкретном случае не происходило эскалации конфликта, и все ограничивалось взаимными уступками, сказать трудно. Вероятно, только благоразумие лидеров держав удерживало их от непоправимого шага в сторону войны.

Один из таких конфликтов известен нам под именем Карибского кризиса. Тогда, в 1962 году, в беспрецедентной близости к ядерной войне, все решалось только на уровне глав государств. И именно их благоразумие спасло планету от глобальной катастрофы.

Исследование этого события, его причин и влияния на дальнейшее развитие системы международных отношений, собственно, и является темой этой работы.

Выбор мной этой темы обосновывается интересом, во-первых, к новейшей истории Америки и советско-американским отношениям периода холодной войны и, во-вторых, к глобальным конфликтам и катастрофам. Более того, возможность самому произвести анализ происходившего и, таким образом, попытаться лично прочувствовать какое-либо событие мировой истории показалась мне чрезвычайно заманчивой. Именно поэтому я решил выбрать темой реферата Карибский кризис, как пик холодной войны и событие мирового значения.

Последствия возможного ядерного конфликта.

Можно без преувеличения называть Карибский кризис событием мирового значения. В 1962 году вплотную столкнулись интересы двух сверхдержав – представителей двух частей света, и никто не мог наверняка знать, чем могло закончиться это столкновение. Ведь в случае отказа обеих сторон от решения конфликта мирным путем, имела бы место ядерная война, последствия которой были бы ужасны.

О масштабе возможной катастрофы свидетельствуют следующие данные:

· В 1980 году группа экспертов ООН сделала попытку изучения последствий ядерной войны. Был смоделирован конфликт, в котором с обеих сторон против военных целей было использовано 1500 артиллерийских ядерных зарядов и 200 бомб. Эксперты пришли к выводу, что в результате такого столкновения немедленно погибнет 5-6 млн. гражданского населения, 400 тысяч военного персонала и, по крайней мере, 1,1 млн. гражданских лиц будут поражены радиацией.

· Последствия Чернобыльской аварии: от 50 до 100 тыс. жителей прилегающих районов столкнулись с долговременными проблемами со здоровьем. Громадные территории в Брянской, Орловской, Тульской, Липецкой областях подверглись радиоактивному заражению. Значительная часть населения Швеции попала под радиоактивные осадки, и (по прогнозам) на последующие сорок пять лет, ожидается увеличение смертности от раковых заболеваний. Многие соседние страны были вынуждены уничтожать зараженную сельскохозяйственную продукцию, часть угодий надолго вышла из оборота.

Причем, что касается Чернобыльской аварии, Эверетт Мендельсон, профессор Гарвардского университета, писал: “радиация, возникшая в результате аварии чернобыльского реактора, является ничтожно малой по сравнению с той, которая будет угрожать нам в случае ядерной войны”. Как мы видим, предсказуемые последствия ядерного удара способны вызвать дрожь у любого.

Возможно, утверждение, что противоборствующие стороны в полной мере отдавали себе отчет о вероятных последствиях своих действий, требует некоторой проверки. В то время последствия лучевого поражения еще не были полностью изучены, единственное, что могло характеризовать возможный ущерб, было соотношение арсеналов одной стороны с арсеналами другой и выводы, которые можно было сделать на основе этого.

Известно, что к 1960 году ядерные арсеналы сторон достигли размера:

США: примерно 6000 боеголовок,

СССР: примерно 300.

Как вы заметили, разница в количестве стратегического наступательного оружия огромна. Но, очевидно, ядерный паритет был уже тогда, т.к. паритет существует тогда, когда каждую сторону удерживает от нанесения первого стратегического удара осознание того, что за подобным нападением последует удар возмездия, который нанесет неприемлемый ущерб нападающему. Роберт Макнамара, возглавлявший министерство обороны США в период с 1961 по 1968 годы, сказал: “…ядерный паритет, я уверен, существовал еще в октябре 1962 года во время кубинского ракетного кризиса. У Соединенных Штатов в то время было, примерно, пять тысяч стратегических боезарядов по сравнению с советскими тремя сотнями. Несмотря на преимущество семнадцати к одному в нашу пользу, одно понимание того, что, хотя подобный удар и разрушит Советский Союз, но ведь десятки его ракет уцелеют и полетят на Соединенные Штаты, удержало нас даже от рассмотрения возможного ядерного нападения на СССР”.

Итак, война в планы сторон не входила, но возможность атаки, как последнего аргумента, нельзя было отвергать. Факт, что в случае эскалации событий на Кубе и последующего обмена ядерными ударами победителей и побежденных просто бы не осталось.

Более того, в случае выживания некоторой части населения и командного состава, странам-участницам конфликта пришлось бы в корне пересмотреть свою внешнюю политику. Из высокоразвитых индустриальных стран-лидеров своих блоков они бы превратились в вечных потребителей экономической помощи, неспособных к самостоятельному развитию вследствие полного разрушения индустрии, инфраструктуры, агропромышленного комплекса, гибели 90% трудоспособного населения и поражения оставшейся части радиацией.

Изменилась бы сама структура взаимоотношений между странами, образовалась бы новая система международных отношений, мир бы стал мультиполярным. А потомкам выживших представителей стран, развязавших войну, еще долго бы припоминали, как их предки чуть не уничтожили человечество.

Но войны не произошло, СССР и США пошли на взаимные уступки, и, по сути, после Карибского кризиса наступила первая оттепель в отношениях между ними. Неважно, что она была недолгой, и потом последовали годы бессмысленного противостояния, главное, что это был первый шаг к окончанию холодной войны.

Далее - кратко о предыстории кризиса и силах, так или иначе участвовавших в нем.

Предыстория кризиса

Со времени начала холодной войны внешняя деятельность СССР была направлена не только на прямое противостояние США, выраженное в гонке вооружений, но и на противостояние косвенное. Поясню: под косвенным противостоянием я подразумеваю расширение зоны влияния за счет организации или поддержки социалистических революций в разных частях света. Страна, находящаяся в зоне интересов США, где появлялось хоть какое-нибудь народное освободительное движение, незамедлительно попадала под пристальное внимание Советского Союза. Оппозиции оказывалась посильная поддержка оружием и, порой, людьми. В случае победы революции, страна становилась членом социалистического лагеря, там строились военные базы, туда вкладывались огромные ресурсы. Надо заметить, что помощь Советского Союза была, зачастую, безвозмездной, что вызывало симпатии к нам со стороны беднейших стран Африки и Латинской Америки.

Естественно, что Соединенные Штаты были отнюдь не в восторге от нашей деятельности и, в свою очередь, также устраивали революции, правда, для установления демократии, и оказывали поддержку режимам для борьбы с антиамериканскими выступлениями.

Надо сказать, что изначально перевес был на стороне США, т.к. их поддерживала Западная Европа (включая Турцию), некоторые азиатские и африканские страны (ЮАР, Намибия), и американцы этим умело воспользовались. В начале 1962 года на территории Турции и Великобритании ими были размещены новые межконтинентальные ракеты “Минитмен” в дополнение к уже имевшимся там ракетам средней дальности “Юпитер”. Таким образом, США удалось достигнуть очень существенного стратегического преимущества, ведь американским ракетам средней дальности теперь требовалось всего около 10 минут, чтобы поразить цели на территории СССР, в то время как советским межконтинентальным ракетам на ответный удар по территории США требовалось порядка 25 минут. Естественно, СССР не мог смириться с таким отставанием, но он ничего не мог с этим поделать, заокеанские территории были недоступны, т.к. кроме норм международного права существовала так называемая доктрина Монро, главный принцип которой определялся словами: “Америка для американцев”.

Эта доктрина была в одностороннем порядке провозглашена еще в 1823 году президентом США Д. Монро, с целью предотвратить восстановление испанского господства в Латинской Америке. “Американские континенты, - указывалось в послании Д. Монро Конгрессу, - ввиду свободного и независимого положения, которого они добивались, и которое они сохранили, не должны рассматриваться впредь в качестве объекта для будущей колонизации любой европейской державы”.

Естественно, доктрина Монро не признавалась как норма международного права европейскими государствами ни в XIX, ни в XX веке, так как многие из этих государств еще сохраняли в Западном полушарии свои колонии или зависимые территории.

Не признавала этой доктрины и Россия, в свое время владевшая Аляской и претендовавшая на некоторые территории, лежащие к югу от Аляски. Не признавали доктрины Монро и многие государства Латинской Америки, оказавшиеся постепенно в экономической и политической зависимости от США. Но для Соединенных Штатов доктрина Монро еще оставалась одним из главных принципов внешней политики. Правящие круги Соединенных Штатов были готовы идти на риск большой войны, чтобы предотвратить создание советских военных баз на Кубе.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 398
Бесплатно скачать Курсовая работа: Карибский кризис