Курсовая работа: Характеристика политических режимов (тоталитаризм, демократия)
1.В иды политических режимов. Сущность и исторические типы демократи и.
2. Тота литаризм - ф еномен XX ве ка. Идейны е истоки и социальны е предпос ылки.
3. Характерные черты тоталитарны х режимов. Особенности авторитарных политических с истем. Авторитаризм и демократия.
Глава I
ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ. СУ ЩНОСТЬ И ИСТОРИ ЧЕСКИЕ ТИПЫ ДЕМОКРАТИИ
При расс мотрении политичес кой сис темы какого-либо государства или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглаше нными и действующими в нём институтами и правовыми нормами, конституционными актами, т.е. тем , что " заявля ет" о себе само государс тво. С уществуют час то весьма з нач ительные различия и противоречия между парадным фасадом гос ударства и реальными процес сами , происходящими за этим фас адом. Для характерис тики э тих процес сов применяется понятие "политический режим" - систе ма реальных методов влас твования в данном гос ударс тве. "Под политичес ким р ежимом понимаетс я совокупност ь э лем ентов идеологичес кого, инс титуционного и социологического порядка, способст вующая формированию политической влас ти данной страны на определённый период". [1] Между ним и декларируемым гос ударс твенны с троем, как уже отмечалось, часто наблюдается несоответс твие или даже прямая противоположнос ть /что ос обенно характерно для диктаторских и прежде вс его тоталитарных гос ударств./
Именно политичес кий режим определяет политическую атмосферу общес тва, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подв ижен и с пос обен эволюциониров ать в рвзличн ых направле ниях. Изучая конкретные многообразные формы политичес ких режимов, существова вш их в прошлом и нас тоящ ем, нуж но, исходя из с овременных гуманис тичес ких требований к политичес кой науке, руководс твуясь принципом, что, человек, индивидуум- "м ера всех в ещей", ос нова общес тва и общес твенного благос ос тояния, рас сматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, её важ нейшим правам и свободам. Ос новные параметры политического режима могут быть представлены следующим образом:
1/ Степень развития "гражданского общества"; 2/ Роль негосу дарственных политичес ких организац ий в политичес кой жизни;
3/ Роль в гос ударс тве и обществе с иловых с труктур /арм ия, полиция, Г. Б./;
4/ Реальная роль закона и функции правоохранительных органов, а также практика толкования и приме нения ими Конституции и других актов;
5/ Степень разделения властей и характер отношений между ними; 6/ Степень централизации власти;
7/ Механизм форм ирования предс тавительных учреждений и их ф ункционирование.
В соответс твии с этими критериями выделяются 2 резко отличающихся между собой типа политических режимов: демократический и диктаторс кий.
Демократия - один из с амых употребительных и многозначных терминов политической науки. Она выходит далеко за рамки первоначального смыс ла э того слова /в переводе с гречес кого оно означает "власть народа" - от "demos" - народ и " hratein" власть/, т.е. формы организации государс тва, при которой влас тью обладает большинс тво гра ждан, имеющих равные права, в отличие от монархии /власть одного/ или арис тократии /влас ти меньшинства/. Зародилс я этот строй в Древней Греции, его особеннос ти видный государственный деятель Афин Перикл охарактеризовал так: "Называется этот строй демократичес ким, потому что он зиждется не на меньшинс тве граждан, а на большинс тве их. По отношению к час тным интерес ам законы наши представляют равноправие для всех" [2] Иными с ловами, демократия - прежде
всего такая система властвования, в которой все слои общества имеют форм альные права участия в выборах и управлении и формально равны перед законом. Говоря об афинской городс кой дем ократии/равно как и о други х демократиях Д ревнего мира и Средневековья/, нужно иметь в вид у их с пецифический характер, они тяготели к коллективистс кой модели организации и управления/ в отличие от поздней ших либеральных и плюралис тических концепций/,[3] что ярко выражалось в ущемлении прав меньшинства, отсутствии гарантии для их полноценной защиты и выражения, навязывании воли общего, целого, т.е. коллектива, по отношению к отд ельно взятой лично сти, индив идууму. Далеко не вс егда соблюдалось и формальное равноправие - преимущество получали заж иточные с лои, аристократия /они же удерживали реальные рычаги управления/. Существенным недостатком такой демократии было и п олное исклю чение из неё целых социальны х групп /например, рабов в рабовладельческих демократиях/. В целом, дем ократии колл екти вистокого типа бы ли эпизодичес ким элеме нтом политичес кой систе мы в рабовладе льче ском и феодальном обществах вплоть до нового в ремени - эпохи бурж уазных революций. Бу дучи исторически с амой ранней формой народовластия, они отличалис ь преоблад анием прямых форм волеиз ъявления /народные с обрания в Д ревней Греции и Риме, веча в феодальных республиках д ревней Руси и т.д ./ над пре дс тавите льными учреж де ниями, причем последние имели тенд енцию пре вра щаться в чисто олл игархиче ские инст утуты / с енат в Д ревнем Мире, руководящие учре жде ния итальянских город ских республик/. В настоя ще е время эта форма демократии уходит в прошлое, она характерна лишь для наиболее прими тивных обществ, только вс тупающих на путь подлинного народовлас тия. Попы тки возродить её в форме "с оциалис тичес кой дем ократии", в прак тичес кой деятельнос ти комм унис тичес ких режимов приводили и приводят лишь к мас кировке реальных тоталитарных порядков.
По нас тоящему значимым и преобладающим демократический строй становится только в эпоху капитализма, с возникновением адекв атного ему экономичес кого базиса - свободного предпринимательства, основанного на индивидуальной с вободе человека и час тной инициативы, с крушением с тарых сословных и иерархичес ких перегородок /попытки вывес ти демократию из других источник ов, например, социалистических общественных отношений, применявшиес я в марксис тс кой теории, успеха не имели, о чём будет с казано ниже./ Для этого строя была характерна уже иная модель демократии, основанная на либеральных ценнос тях /уваж ение к личнос ти, её правам и с обс тв еннос ти, предпочте ние ей /час тному пер ед общим /го сударством и его институтами/, максимальная не зависимость индивида от гос ударс тва; здесь же - феномен самоуправляющегося "гражданс кого общества", неизвес тный добуржуазным формациям/ [4] Являясь шагом вперед по сравнению с первичной /коллективистской/ демо кратией, либеральная кон цепция в чи стом виде н е лишена р яда н едо статков и с лабых мест: ориентируясь на с ильных в экономическом и социальном с мысле индивидов предпринимателей/, она оставляет без должно го в нимания интересы и потре бности дру гих с оциальных с лоев /прежд е в сего наёмных работников/, гос ударство ограничивается роль ю "ночного с торожа", з ащ ищ ающего лишь самые общие интерес ы, что на практике ведёт к усиление общественного неравенс тва и недовольства. Могут быть допущены и с ущественные от клоне ния от рвноправия в принятии решений /так, в ряде стран в XIX ве ке с уществовал имущественный ценз, прямо ограничивавший права неимущих на у частие в выборах и представ ительных учреждениях, да и после его форм альной отмены проблема не потеряла ос троту/. Всё это в комплексе приводило либерально-капиталистическую модель демократии к ряду серьёзных кризис ов на протяжении её истории, в ыход из которых в разных с транах и обществах пытались ис кать либо на пути в озвращения к добуржуазным по сути, жес тким методам гос ударственного регулирования общес твенной и экономичес кой жизни /что выразилось в деятельности тоталитарных и автор итарных режимах, которыми был столь богат XX век, либо на пути совершенс твования действующе. общ еств енной сис темы, поис ка конс енс ус а и баланс а интерес ов различно : с оциальных групп и с лое в, имеющих зачас тую противоположные стремлен ия Так появилась 3-я /плюралис тическая/концепция демократии, вобравшая в с ебя как либеральные /индивидуалистичес кие/, так и коллективистски е ценности /прежде всего идею социального равенства и социальной защиты нас еления от издержек рынка/ и доказавшая к концу XX века . свою перспективнос ть и превосходс тво над другими концепциями. В настоящее время мир переживает волну перехода от диктатур к д емо кратия м в глобальном масштабе, при этом основным ориентиром выс тупает именно плюралис тичес кая сис тема, сложившаяся в наиболее передовых странах Европы, Америки и Азии. Но этот процесс долог и труден, ибо с лишком различны политич еские и социальные ус ловия в разных странах, он не может быть с оверше н одним прыжком и требует нес кольких фаз, д лительной эволюции. Плюралис тические режимы тоже не идеальны, не все слои отчётливо осознают св ои интересы, процесс с оглас ования с ложен и часто приводит к крену в ту или иную сторону /либо частны х, либо общегосударс твенных интересов/, но реальной альтернативы им пок а не просматривается. Об этом свидетельствует поучительный опыт тоталитарных режимов нашего столетия. По видимому, плюралис тическая модель демократии с танет основной и преобладающей в будущем, что не ис ключает возникновения и иных форм политической организации.
Таким образом, конкретные исторические формы дем ократии ус ложнились и далеко не ограничиваются теперь рамками формального "народовлас тия", как это было вначале. С одной с тороны, демократия - это тип государс тва и политической с истемы /в чём она однопорядков ая с такими понятиями как "авторитаризм" и "тоталитаризм"/, в более широком с мыс ле - любая форма устройс тва, ос нованная на принципах равноправия и её членов, периодичной выборнос тью органов управления и принятия решении по большинс тву. С другой стороны, это также определённое мировоззрение, идеа л, ос нованное на ценнос тях с вободы, рав ен ства, уважение прав человека и меньшинс тв, народного с уверенитета. К этому понятию тес но прини кают и базирующиес я на этих ценностях социальные движения с широким диапазоном: либеральн ые, социальные, хрис тианс кие демократы, новые альтернативные движения и т.д.[5]
В с илу этого дем ократия приобретает характер общечеловеческой ценности, так или иначе прису тс твующей на протяж ении вс ей истории, начиная с первобытнос ти / в формах общинной, в ое нно-плем енной демокр а-тии, предшес твовавших клас совому строю/, зачас тую в качестве некого абстрактного, смутного идеала; ос обые же значения она получае т в hbl дни, когда она становится ос новополагающей, фундаментальной ценностью, критерием и ориентиром. Демократию как народовлас тие и позитивное выражение с вободы не с ледует также ошибочно ото ждес твлять с анархией /безвлас тием, не гативным выражением свободы/, хотя такие попытки час то делаютс я с о стороны её противников. Подводя итоги ис торическ ой миссии демократии, мож но в спомнить справедливое, хотя ироничное, выс казывание У. Черчиля: демократия - худшая форма управления, за исключением вс ех ос тал ьных. Пров ерить дос тоинс тв о и недостатки демократии можно в сравнены с её антиподом - диктатурой, тираничес ким и режима ми. По клас cическом у определению В. И. Ленина, диктатура - это господс тво одной части общес тва над другой и его осущес твление при помощи насилия. Это положение в полной мере подтв ердилос ь и в отношении так называемой "рево люционной диктатуры пролетариата", созданной самими большевиками-ленинцами. Она расс матривалась ими как власть, основанная на нас илия победившего пролетариата по отношению к низвергнутым эксплуататорскк: класс ом, не с вязанном никакими законами, и в этом см ысле как неизбеж ная ст уп ень пе ред п одлинной влас тью трудящихся, но их вы воды не выде жал и испытания временем, д иктатура остается ди ктатурой во всех её про явл ениях и с ама по себе привес ти к с вободе и демократии не может. В оценке её исторической роли, предполагаемой полезнос ти и оправданнос ти, нужно ис ходить из такого критерия, как об ъем влас ти диктатора и степень централизации. В этом с мысле диктатура неоднородна, её можно разделить на 2 груп пы: авторитарные и тоталитарные режимы.
Тоталитаризм отличается предельной концентрацией влас ти и полным огосударствлением вс ех сфер жизни /экономика, культура, наука, государственная идеология, обще ственные движ ения, явля ется логически абсолютной завершением идеи влас ти и воплощением всех принципов диктатуры. Авторитаризм более умерен, он запрещает и прес ледует только политическую оппозицию, но сохраняет автономию личнос ти и общес тва во внеполитической с фере, как правило не вмешиваетс я в частную жизнь, что ос обенно важно для полноценной хозяйс твенной и культурной деятельности.
Диктатура в е ё ав тори тарном в арианте была самым ра спро страненным типом политического режи ма в мире вплоть до нов ейшего времени, несмотря н а ес тественные издержки, она сы гра ла опр ед елённую роль в модернизаци и ряда стран, в подготовке их перехода к демократичес кому устройству, хотя переоценивать этот факт не следует. Ряд приз наков тоталитаризма можно вс третить в древневос точных и с редневековых дес потиях /отсутствие гарантированной частной собственнос ти, полная завис имос ть граждан от воли правителя и другие характерные черты "азиатс кого с пособа производства"/. Но подлинным феноменом тоталитаризм стал в XX веке, когда человечество, казалось бы, освободилось от темного нас ледия прошлого, его антигуманис тических уравнительных идей. Тоталитарные идеи и их воплощение стали едва ли не к главной причиной всех бед и трагедий этого века, они ка к бы поставили под вопрос однозначнос ть поступательного исторического прогресс а. Почему и как это с лучилос ь? - мы попробуем разобраться в этом вопрос е в следующих главах.
Глава 2
ТОТАЛИТ АРИЗ М - ФЕ НОМЕН XX ВЕКА. ИДЕЙНЫЕ ИС ТОКИ И СО ЦИ АЛЬН ЫЕ П РЕДПОС ЫЛКИ.
Тоталитаризм как определенный политический режим, а в более широком смысле - с пецифичес кий и экономический строй - феномен именно XX века. Но это не означает, что он появилс я недавно, тоталитарные ид еи возникли уже в глубокой древности, по крайней мере одновременно с гуманистическим и и демократичес кими ид еалами. Сам термин проис ходит от позднелатинских с лов " totalitas " - полнота, цельность и " totalis " - полный, целый, вс еобщий. Впервые употребил его в 1925 году один из "отцов" фашизма Б.Муссолини на одном из с обрании обозначив его как идеал для с воей модели; в научный оборот с лово было введено западными политологами в 30-40-х годах. Они использовал его для обобщающей характеристики любого недемократичес кого типа ус тройства: от национал-с оциализма до коммунизма. Теория тоталитаризма предс тавлена такими фундаментальными трудами, как работы Ф.А.Хайека "Дорога к рабству" /1944 г./, Х.Арендта "Ис токи тоталитаризма" /1951 г/, К.Фридриха и З.Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" /1956 г./ и другими. За прошедшие дес ятилетия ими накоплен большой материал по этой проблематике; что кас аетс я советской и росс ийской науки, то до недавнего времени сам этот термин в них отрицался и по понятным причинам возможнос ти для анализа были резко ограничены. Хотя первоначально это с лово применялось для обозначения политичес ких режимов, только этим оно не ограничивается.
Правильнее расс матривать его, как с воеобразный с пос об производства и организации всей общественной жизни, для которого характерны вс еобъемлющий контроль со стороны власти над общес твом и личностью, подчинение всей общес твенной с ис темы коллективным целям и официальной идеологии.
Как уже отмечалось, тоталитарные идеи находили с вое час тичное воплощение в практике деспотий Древнего Востока. Например, в Китае в 711-17 в. в. до н/э действовала целая школа так называемы х легистов - сторонников сильного централизованного государства, неограниченной власти императора, опиравшейся на суровые законы, и тотального контроля над вс еми сферами жизни. В Древней Греции - родине демократии появились первые развёрнутые обоснования тоталитарн ого идеала, совершенного гос ударства. К их числу относ ятся прежде всего работы Платона - одного из крупнейших мыслителей античности и одновре менно идейного противника демократии, как "разрушительный", по его мнению, структуры. Вс ему мировоззрению Платона были присущи консерватизм, идеализация общинного коллективизма и патриархальной арис тократии, и страх перед будущей неизвестностью, которую он связывал с демократией /отчасти он был прав, так как афинская городс кая де мократия переживала в IV в. до н.э. глубокий кризис/. В особенности эти взгляды проявилис ь в его последнем диалоге "Законы", где он наделяет с вое совершенное государств о такими по сути тоталитарными чертами:- безусловное подчинение индивида государству - в его концепции синониму общества, государственная собственность на землю, дома и даже обобществление жён и детей, вс еобщее насаждение единомыслия и коллективизма, жёсткая регламентация общес твенной и частной жизни, общеобязательная государс твенная религия, запрет на свободное общение с инос транцами, а для граждан до с орока лет - вообще выезжать за пределы государства, очищение гос ударства от неугодны х путём смертной казни или изгнания. [6]
Выше перечисленные идеи стали краеугольным камнем всего последующего развития теории и практики тоталитаризма. Фактически их продолжали и уточняли утопичес кие коммунис ты средних веков и нового вре мени: Т.Мор, Т.Кампанелла, Г.Бабёф, А.Сен-Симон, Ш.Фурье и др. В их воззрениях вообще ярко просматривается связь утопии - выдуманной, умозрительной конструкции жизни с насилием и подавлением личности, естественно, во имя высшего - коллектива, общего счастья и благосостояния. Идея эгалитаризма /уравнительности/, низведение всего до некого одинакового, среднего уровня - центральное в утопическом сознании. Так, Г.Бабёф призывал "навсегда отнять у каждого надежду
стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниях. кого-либо из сограждан". [7]. В плане общей структуры идеального общества они в основноом следовали за Платоном, иногда внося поправки, еще более усиливавшие уравнительность.
Значительный вклад в развитие и обогащение тоталитарной мысли /возможно, помимо своей воли/ внёс французский радикальный просветитель VIII в. Ж.-Ж.Руссо. Исходя из благородного желания осчастливить общество на началах разума, справедливости, равенства и свободы он предлагал такую организацию, которая в сущности не оставляла мест для реализации этих принципов и вела к тотальному огосударствлению /что в общем то и есть тоталитаризм/. Его концепция - это разновидность коллективистской демократии /см. выше/, при которой добровольно объединившиеся граждане создают совершенное государство для защиты своих интересов, причём именно благодаря государству, а не иначе, "из тупого и ограниченного животного" возникает разумное существо -человек.[8] Из отдельных, несовершенных частей появляется "политическое тело", в котором личность, индивид полностью растворяется, поручая свои проблемы и интересы государству. Частный интерес имеет значение лишь постольку, поскольку он согласуется с общим государственным интересом / "Частный интерес не только согласуется с общим благом, но, напротив, при естественном порядке вещей, они взаимно исключают друг друга."/ " Лишь государство обладает абсолютным суверенитетом, в случае же неподчинения граждан оно имеет право принудить их силой и тем самым " сделать свободным", так как свобода проявляется в соответствии с общей волей.
В силу сказанного рационалистические идеи этого видного теоретика Просвещения нашли применение сначала в якобинском терроре во времена Французской революции, а затем легли в основу многих позднейших тоталитарных концепций. Они получили то или иное развитие в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше, ряда других самых разных мыслителей XIX века. Но как система целостных взглядов и, главное, практика общественной жизни, тоталитаризм сложился в XX веке, на стадии наивысшего развития индустриального общества и государотвенно-монополистического капитализма, перед переходом его в постиндустриальную фазу. Именно тогда возник "социальный заказ" на подобные идеи и они воплотились в деятельности массовых движений от социалистических до националистических, особенно в их крайних формах - коммунизме и фашизме. Делались попытки обосновать неизбежность и общественную полезность тоталитаризма с ссылками на объективные законы общественного развития, теории социал-дарвинизма, классовой борьбы, планирования и т.д. Кроме того. кроме того, различные тоталитарные школы враждовали между собой, пытались отделить себя от конкурентов и противопоставить себя им, преувеличивали свои кажущиеся непримеримость и противоречия /например, национал-социалисту и коммунисты/, что до недавнего времени крайне запутывало теоретическую оценку проблемы, сужало возможности для анализа /запрет на критику коммунизма в бывших социалистических странах при разрешении таковой в отношении фашизма и других некоммунистических теорий/. Подводить итоги дискуссии о тоталитаризме еще рано, не все положения и выводы выглядят бесспорными, хотя, в самые последние годы, после краха большинства коммунистических режимов, в этих проблемах появилось больше ясности.
Большинство исследователей сейчас рассматривает тоталитаризм как особый социально-экономический строй, своего рода формацию, при тоталитарном политическом режиме. Возникновение этого строя большую, чем где бы то ни было, роль играют идеологические схемы и постулаты, экономический базис не предшествует надстройке, а целенаправленно создается по чертежам политического руководства. Какие из многочисленных концепций могли способствовать формированию тоталитарных режимов
Одни исследователи /Ф.Хайек, а за ним К.Ясперс/ видели истоки тоталитаризма прежде всего в системе планирования, государственного регулирования экономических процессов, пришедшей на смену старой свободной конкуренции. Технический прогресс, автоматизация процесса управления, создание невиданной прежде системы массовых коммуникации порождалиЦа индустриальной стадии развития иллюзию, что все процессы экономики, а вслед за ней и общественно-политической жизни, можно подчинить единому централизованному руководству, одной коллективной цели, не оставляя места для индивидуальной свободы и автономии.[10]
Государство мыслилось сторонникам такой точки зрения /политологи назвали её коллективно-механистической/ как единый механизм, где граждане - всего лишь винтики, приводные ремни этой машины. С этим согласуются взгляды самих идеологов и основателей тоталитарных систем. Основатель фашизма Муссолини провозглашал: "Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности"[11] . В.И.Ленин рассматривал будущее социалистическое государство как "одну контору и одну фабрику", "один всенародный государственный синдикат". [12]
По-иному рассматривал вопрос об истоках тоталитаризма русский философ Н.Бердяев. Он видел в нём прежде всего возрождение древних утопий, реальное воплощение в жизнь идей утопического равенства.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--