Курсовая работа: Клинический аспект формирования нарушений речи у больных с различными видами афазии
План
· Введение
· Глава I Теоретические основы исследования:
§ 1.1 История изучения проблемы афазии
§1.2 Сущность афазии и классификация ее различных форм
§ 1.3 Клинический аспект
· Глава II Практическая часть исследования:
§ 2.1 Направления коррекционной работы
· Заключение
· Библиография
Введение
Афазия относится к числу тяжелых нарушений речи органического центрального происхождения. Чаще она возникает у людей пожилого возраста на почве нарушений мозгового кровообращения.
Афазия (от греч. a — частица, означающая отрицание, и phasis — речь) — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Линнею принадлежит первое (1749 г.) описание афазии, а сам термин «афазия» предложил в 1864 г. французский терапевт Арман Труссо. Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха. Афазии следует отличать от других расстройств речи, возникающих при мозговых поражениях: дизартрии (нарушений произношения без расстройства восприятия речи на слух, чтения и письма), аномии (трудностей называния стимулов определенной модальности вследствие нарушения и межполушарного взаимодействия), алалий (расстройств речи в детском возрасте в виде недоразвития всех форм речевой деятельности), моторных нарушений речи, связанных с поражением подкорковых двигательных механизмов, и др.
Изучением афазии занимались многие ученые, отразившие результаты своих исследований в следующих работах: Э.С. Бейн «Парафазии при различных видах афазии» (1961), К.Гольштейн «Афазия» (1927), В. М. Коган, А. Кожевников «Афазия и центральный орган речи» (1874), «Афазия и пути ее преодоления» (1964), М.С. Лебединский «Афазия, агнозия, апраксия» (1941), Г.К. Липман «Моторная афазия и апраксия» (1913), А.Р. Лурия «Травматическая афазия» (1947), В.М. Тарновский «Некоторые формы сифилитической афазии» (1868) и др. В результате данных исследований были выделены следующие формы афазии:
а) моторная — потеря способности пользоваться самостоятельной речью;
б) сенсорная — нарушение способности воспринимать речь окружающих;
в) амнестическая — забывание отдельных слов и их значений;
г) тотальная — потеря способности и говорить, и понимать речь.
В настоящее время продолжаются исследования в области афазии (М.К. Бурлакова, Т.Г. Визель, И.Т. Власенко, Е.Н. Правдина-Винарская, Л.С. Цветкова, В.М. Шкловский, и др.).
Афазия чаще всего возникает во взрослом возрасте. Но иногда она наблюдается и у детей.
В литературе по логопедии проблема клинического аспекта освещается недостаточно: очень кратко и обобщенно, поэтому освещение данного вопроса актуально.
В связи с актуальностью данной проблемы, мы определили тему нашего исследования: «Клинический аспект формирования нарушений речи у больных с различными видами афазии».
Цель исследования: изучение теоретических основ клинических проявлений различных типов афазий.
Для достижения указанной цели были выявлены следующие задачи:
1. Изучить исторический аспект данной проблемы в различных областях науки.
2. Изучить современные взгляды на особенности влияния афазии.
3. Изучить афазию как системное нарушение речи, типы афазий и их особенности.
4. Раскрыть клинический аспект нарушений при различных видах афазии.
5. Выделить наиболее эффективные направления коррекционной работы.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--