Курсовая работа: Компьютерное исследование мотивации достижения учащихся

Оглавление

Введение

Исследование. Измерение мотивации поведения школьников с помощью программы-теста

Подведение результатов тестирования

Исследование результатов тестирования. Анализ полученных результатов

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Если ученики сами стремятся к получению хороших результатов на уроках, то они не нуждаются в помощи. Но часто учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли.

Цель данной работы: создание программ для выяснения следующих вопросов: какие интересы имеются у подростков, их отношение к обучению, как формируется мотивация познавательной деятельности, как мотивация влияет на успеваемость подростков.

Объект исследования: учащиеся старших классов и студенты ВУЗов.

Задачи исследования :

1) создание программы для проведения тестов и программы подведения статистики по результатам этих тестов;

2) изучение познавательных мотивов, определение пути их формирования на основе результатов, полученных при проведении теста.

Изучение мотивации - это выявление её реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего раз­вития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования побудительных мотивов к какой-либо деятельности.

Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не сле­дует рассматривать, как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение учителя в закономерности становления ученика как личности. Формирование также неверно понимать как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и даль­нейшего саморазвития. Учитель при этом не занимает позицию наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складыва­ется мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологических приемов.

Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо ис­ходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов.

Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных от­ношений между учителем и. учеником. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекция обнаруживаемых отклонений, в том числе только, намечающихся. При изучении психологических особенностей конк­ретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимис­тической гипотезой. Она означает определение оптималь­ной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне неболь­шие успехи, проявляет больший интерес, добивается не­сколько больших достижений, чем в других сферах.

Изучать и формировать мотивацию ученика учитель может посредством длительного наблюде­ния за учеником в реальных жизненных условиях, благода­ря чему учитель может делать вы­воды, намечать и корректировать пути формирования. Я предлагаю для получения более точных и достоверных данных о мотивации ученика применять разработанные мною программы.

Исследование. Измерение мотивации поведения школьников с помощью программы-теста

Цель исследования : провести анализ мотивации учения.

Задача : Выявить мотивацию учения школьников

Для выявления мотивации старших школьников я создал две программы.

Первая - это программу-тест. Она проводит психологический тест, который состоит из утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Испытуемые оценивают свое согласие или несогласие с каждым из утверждений по семибалльной шкале.

Откройте файл Test.exe. Далее необходимо выполнить следующие шаги:

1)Ввести Ваше имя (1)

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 194
Бесплатно скачать Курсовая работа: Компьютерное исследование мотивации достижения учащихся