Курсовая работа: Кредитование малого бизнеса 3

Введение……………………………………………..………………………...….3

Глава 1. Практическая и методологическая сущность кредитования

предприятий малого бизнеса …………………………………….….….............5

1.1. Сущность и экономическое значение предприятий малого бизнеса…………………………………………………………….......…5

1.2. Экономическая сущность и значение кредитования………………………......8

1.3. Виды существующих программ кредитования предприятий

малого бизнеса………………………………………………………13

1.4. Современное состояние предприятий малого бизнеса ………….....16

Глава 2. Анализ существующей практики кредитования предприятий

малого бизнеса …………………………………………………………….21

2.1. Методика оценки кредитоспособности предприятий малого

бизнеса ……………………………………….……………………………....21

2.2. Оценка кредитоспособности предприятия ООО «Центр»…………………………………………………………………36

Заключение ……………………………………………………………………..44

Список литератур………………………………………….……………………47

Введение

Актуальность темы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителей банковских услуг. Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.

Малые предприятия повышают эластичность и конъюнктуру рынков, обеспечивают занятость свыше 50 % трудоспособного населения, способствуют формированию конкурентной среды.

В российских условиях к вышеперечисленным функциям добавляются: расширение производства товаров и услуг на базе имеющегося оборудования без дополнительных крупных капиталовложений, сглаживание диспропорций в развитии регионов, вовлечение средств населения в деловой оборот, трудоустройство высвободившейся в результате прошедших на предприятиях реформ рабочей силы.

Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом.

Вышесказанное в полной мере относится и к российским банкам. Если в советское время малый бизнес не кредитовали из-за отсутствия указанного явления, то с началом реформ банки были озабочены в основном проблемами передела собственности, спекулятивными операциями на рынке ценных бумаг. Выдаваемые же крупным предприятиям кредиты шли не на осуществления технического перевооружения и освоение новых рынков, а на выдачу зарплаты в счет будущих поступлений. В настоящее время можно говорить о том, что базовые предпосылки для роста интереса к проектам малого бизнеса со стороны кредитных институтов сформировались: произошло снижение доходности на рынках капитала, практика работы с небольшим числом крупных заемщиков (как правило, своих акционеров) подтолкнула средние и мелкие банки к осознанию необходимости диверсификации своих кредитных портфелей.

Целью работы является изучение основ кредитования предприятий малого бизнеса и разработать рекомендации по совершенствованию механизма кредитования и повышения его эффективности.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

- рассмотрение сущности и экономического значения предприятий малого бизнеса;

- изучение теоретических вопросов кредитования малого бизнеса;

- исследование современного состояния предприятий малого бизнеса;

- оценка существующей практики кредитования предприятий малого бизнеса.

В качестве объекта исследования выступают банки, осуществляющие деятельность по кредитованию предприятий малого бизнеса.

Предметом курсовой работы является механизм кредитования предприятий малого бизнеса.

При написании данной работы были изучены монографии специалистов в области банковского дела и финансового менеджмента, учебная литература, периодические издания, посвященные данной проблематике, а также информация и материалы, собранные автором.

Глава 1. Теоретическая и методологическая сущность кредитования предприятий малого бизнеса

1.1. Сущность и экономическое значение предприятий малого бизнеса

К субъектам малого предпринимательства относятся малые предприятия (юридические лица), предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) и крестьянские (фермерские) хозяйства.[1]

Малый бизнес нередко рассматривается лишь с количественной стороны. В США к мелким относятся предпринимательские единицы с числом работников до 25 человек, к малым - 25-99 человек, средним - 100-499 человек, крупным - 500-999 человек, крупнейшим - свыше 1000 человек. В ряде отраслей учитывается также сумма оборота: в оптовой торговле - до 18 миллионов долларов в год, в розничной торговле, сфере услуг и на транспорте - до 5 миллионов долларов. В Японии в качестве критерия выделения малых предприятий учитывается число занятых (в розничной торговле - до 50, оптовой торговле - до 100, в обрабатывающей промышленности и строительстве - до 300 человек) и размер уставного капитала (соответственно до 10, 30 и 100 миллионов иен). Особо выделяются мелкие предприятия (в промышленности - не более 20 человек, в торговле и сфере услуг - не более 5 человек). При этом к малому бизнесу в США относится лишь бизнес, существующий и действующий независимо от других предприятий и не доминирующий на рынке.[2]

В странах Европейского Союза особо выделяется мелкий, малый и средний бизнес. При этом учитывается не только число занятых (дифференцированно по отраслям), но и размер собственного капитала и годового оборота. В Германии также используется преимущественно количественный подход. Малым считается предпринимательство с числом занятых в нем от одного до 49 человек.

В Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»[3] к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не превышает 25%, причем средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

- в промышленности, строительстве и на транспорте -100 человек;

- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

- в оптовой торговле - 50 человек;

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 162
Бесплатно скачать Курсовая работа: Кредитование малого бизнеса 3