Курсовая работа: Маркетинговые исследования рынка услуг предприятий питания в Санкт-Петербурге
Выполнила:
студентка 3 курса
группы 0/5163
Медушевская Ирина
Проверил:
к.э.н., доцент
Т.Ю. Грищенко
Санкт-Петербург
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .……………….…………………………………….………….3
1.Общая характеристика и структура рынка услуг……………........4
2.Оценка конъюнктуры рынка услуг………………………………....4
3.Сегментация рынка услуг……………………………………….……6
4.Тенденции развития рынка услуг…………………………………..7
5.Влияние финансового кризиса на развитие рынка предприятий общественного питания…………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………........22
Список использованной литературы…………………………………..24
ВВЕДЕНИЕ
Питание как процесс употребления пищи удовлетворяет самую насущную потребность человека, выступает необходимым условием существования людей, их общественной и трудовой деятельности. Общественное питание в своих коллективно организованных формах является важнейшим фактором и механизмом реализации социальной политики.
Последние годы российский рынок общественного питания рос стабильными темпами. Связанный с возможностью получать значительные прибыли этот бизнес привлек большое количество инвесторов, как отечественных, так и зарубежных. Наметилась четкая тенденция - от года к году россияне меньше питаются дома и чаще посещают рестораны, кафе, бары. Социальными факторами, способствовавшими развитию фаст фуда, стало появление большого числа мобильных, активно работающих людей.
Учитывая большое разнообразие современного рынка общественного питания, сосредоточим свое внимание, прежде всего на сегменте предприятий «быстрого питания».
В данной работе мы рассмотрим состояние, динамику и тенденцию развития рынка услуг предприятий питания в Санкт-Петербурге, а также основные проблемы рынка. И охарактеризуем главных игроков на рынке услуг предприятий питания в Санкт-Петербурге.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Общая характеристика и структура рынка услуг
Потребительский рынок Санкт-Петербурга емкий, разнообразный, динамично развивающийся, включает в себя различные сферы деятельности, где одним из лидеров по обороту, по востребованности услуг, по количеству предприятий и численности занятых работников, сегодня несомненно, является общественное питание.
2. Оценка конъюнктуры рынка услуг
На сегодняшний день сфера общественного питания - динамично развивающийся сегмент потребительского рынка Санкт-Петербурга, один из лидеров по обороту, востребованности, количеству предприятий и численности занятых работников.
С начала 1990-х годов сеть предприятий общественного питания города увеличилась более чем в 6 раз, в среднем ежегодный прирост составляет 4-5%, или около 200 предприятий. Обеспеченность посадочными местами в расчете на 1000 жителей составляет 51,0 при гарантируемом минимально необходимом значении 47,2.
Заметное место в городе занимают заведения быстрого обслуживания. По состоянию на 1 июля 2007 года в Санкт-Петербурге было 2054 предприятий фаст-фуда. Их удельный вес в общем количестве предприятий отрасли составил 36,4%.
В целом по темпам роста фаст-фуд в России в последние годы значительно опережает другие формы заведений общественного питания. В Санкт-Петербурге, согласно экспертным оценкам, рынок ресторанов и кафе быстрого обслуживания растет на 20-25% в год. Формат недорогого заведения, где можно быстро перекусить, становится все более популярным у жителей крупных городов.
Завоевав широкий слой потребителей со средним достатком, сетевой фастфуд начал искать новые территории и пути для интенсивного развития. В центральной части города этих предложений становится все меньше, да и ставки аренды превышают возможности фастфуд-операторов. В поисках новых площадей рестораны быстрого обслуживания постепенно отодвигаются от центра города к окраинам, где плотность населения высока, а точек общепита минимальное количество.В спальных районах притягательным местом для ресторанов быстрого питания являются крупные супермаркеты и торгово-развлекательные комплексы.
Сегодня конкуренция на рынке общественного питания приобрела такую остроту, что уже недостаточно просто «быть», надо быть лучшим или по крайней мере «на уровне» в своем сегменте. Понятие «лучший» включает в себя множество составляющих, реализация и соблюдения которых для большинства предприятий общественного питания сопряжена с определенными трудностями. Главная тема сегодня - борьба за качество обслуживания.
3.Сегментация рынка услуг
Сектор общественного питания удовлетворяет очень сложный комплекс потребностей — от простого утоления чувства голода и жажды до имиджевых и статусных притязаний. Поэтому характерной чертой нынешнего состояния рынка является его неоднородность и разносторонний охват практически всех целевых аудиторий потребителей: по уровню доходов, по возрасту, полу, по социальному статусу и интересам.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--