Курсовая работа: Международный рынок образовательных услуг
Содержание
Введение.. 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития образовательных услуг. 5
1. Потребительские потоки и операторы рынка. 5
2. Мировые рынки образовательных услуг. Тенденции развития и национальные политики в области экспорта образовательных услуг. 8
Глава 2. Анализ стран-лидеров, предоставляющих образовательные услуги. Экономическая эффективность экспорта услуг. 16
1. Рейтинг стран, основанный на доле иностранных студентов. 16
2. Расходы на обучение и источники финансирования иностранных студентов.
Экономическая эффективность.19
Глава 3. Экспортно-импортные механизмы регулирования.. 24
1.Финансовые и правовые механизмы регулирования. 24
2. Образовательное законодательство. Болонская конвенция.28
3. Международная оценка качества высшего образования. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 33
Введение
Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике ведущих стран Запада превышает удельный вес сферы материального производства.
В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культуру и искусство, а также инженерно-консультационные, информационные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятельности, послепродажный сервис и др.
Международная статистика дает ограниченный объем сведений о мировой торговле услугами. ВТО, например, разбивает эту торговлю всего лишь на три вида — транспортные услуги, туризм и прочие услуги. Около 1/4 мировой торговли услугами приходится на транспортные услуги, еще около 1/3 — на международный туризм. Тем не менее, экономические процессы глобализации и интернационализации, пронизывающие все виды деятельности, затрагивают и образование, о котором речь и пойдет в данной работе. Система профессионального образования - это производство, его продукт - специалисты интеллектуального труда.
Современные технологии, бурное развитие дистанционного обучения сделали национальные границы абсолютно прозрачными для образовательных услуг. Группа МВА в известном колледже менеджмента Хенли (Великобритания) объединяет менеджеров среднего и высшего звена, работающих по всему миру - от Гонконга до Южной Африки. Они выполняют групповые проекты, не покидая своего офиса, общаясь с однокашниками и преподавателями через Интернет и специально созданную в Хенли систему электронного образования. Данные примеры можно продолжать, приводя все новые факты, подтверждающие существования единого мирового образовательного рынка, где вузы самых разных стран предлагают свои продукты и услуги всем студентам сразу, не ограничивая себя национальными границами. Учебные заведения все большего числа стран переходят на принцип "академического капитализма", расширяют рынок международных образовательных услуг.
Расширение экспорта образовательных услуг в последние десятилетия вошло в число наиболее важных приоритетов государственной политики многих развитых стран, к которым относятся США, Великобритания, Франция, Германия и др. страны по нескольким причинам:
1) подготовка специалистов для зарубежных стран становится одной из наиболее выгодных статей экспорта,
2) подготовка специалистов для других стран - это содействие реализации геополитических и экономических интересов страны;
3) стремление привлечь иностранных студентов подталкивает вузы к реформированию системы подготовки специалистов с учетом требований мирового рынка труда, повышению качества обучения, разработке новых учебных программ и курсов с «включением международных компонент», обеспечивающих подготовленность выпускников к работе в условиях глобальной экономики, и, в конечном счете, - превращению национальных университетов в международные научно-образовательные комплексы.
4) стремление стран-экспортеров образования (особенно США, Германии и ряда других стран) использовать лучших иностранных выпускников для развития экономики и науки своих стран.
Таким образом, целью данного исследования была попытка показать, что экспорт образования станет одним из наиболее приоритетных и прибыльных отраслей экономики, как в финансовом плане, так и стратегически. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи :
1) Рассмотреть теоретические аспекты развития образовательных услуг.
2) Проанализировать мировые рынки образовательных услуг, а также национальные политики стран, проводимые в рамках экспорта образовательных услуг.
3) Определить лидирующие страны, поставляющие образовательные услуги на международный рынок и провести их сравнительный анализ.
4) Выявить вклад, вносимый иностранными студентами, в экономическое развитие стран-лидеров.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--