Курсовая работа: Межпредметные связи на уроках технологии

Введение

Современное общество постепенно переориентирует цели развития человека с чисто научно-технического прогресса на реализацию возможностей и ценностей человека в нем. В последние годы наблюдается тенденция гуманизации общественных отношений. Более всего в этом нуждается сфера образования и воспитания. Исследования последних лет в области человекознания подтверждают, что главное назначение образования состоит в том, чтобы создать условия для свободного развития личности.

Традиционно межпредметные связи в содержании обучения проходят на уровне учебного предмета и учебной информации (А.С. Антонов, Ю.И. Дик, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, А.А. Пинский, А.В. Усова и др.). Однако научно обоснованное построение содержания требует отбора и структурирования учебной информации, что приводит к поэтапным технологическим инвестициям в инвариантное содержание образования.

В исследованиях ряда ученых разработаны отдельные аспекты проблемы и теории становления интегрированного подхода в образовании (М.Н. Берулава, Е.И. Бражник, Б.Н. Воронин, А.И. Еремин, А.Я. Данилюк, С.И. Жарков, Л.П. Ильенко, В.Н. Куровский, А.Н. Непомнящий, А.В. Трумин и др.). Весомый вклад в построение системы управления межпредметными связями внесли И.М. Сеченов, В. Усанов, Ф.Ф. Харисов и др.

Современная школа призвана научить ребенка познавательной мобильности, рациональному отбору, эффективному усвоению насыщенной информации.

Актуальность темы определяется тем, что в последнее время ведутся поиски в области интегрированных форм учебных занятий в начальных классах. Традиционная образовательная практика обучения проходит в рамках изолированных учебных предметов, хотя все эти предметы в начальных классах ведутся одним учителем.

Анализ теории и практики начального образования с позиции интегрированного воздействия на развитие учащихся позволяет выделить следующие противоречивые тенденции в современной педагогике и методике:

– провозглашенные цели развивающего обучения еще не связываются с развивающим потенциалом целостного изучения явлений природы и общества в содержании начального образования;

– педагогические поиски в области организации интегрированных форм учебных занятий не всегда сочетаются с развивающим потенциалом межпредметных связей в начальном образовании.

Наличие этих проблем послужило основанием для выбора темы исследования: «Межпредметные связи на уроках технологии».

Цель курсовой работы – разработать методику межпредметных связей учащихся на уроке технологии.

Гипотеза: обучение технологии учащихся технологии будет эффективным если:

– учитель будет владеть современной теорией и практикой обучения учащихся.

– создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения.

В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:

– проанализировать процесс использования межпредметных связей в начальной школе;

– определить роль и место использования межпредметных связей на уроках технологии;

– разработать методические материалы, позволяющие показать значимость межпредметных связей на уроке технологии.

1. Межпредметные связи как средство обучения младших школьников

1.1 Использование межпредметных связей в начальной школе

Каждый учебный предмет, образовательная область вносит свой вклад в развитие личности и индивидуальности школьника, в формирование его мировоззрения, взглядов, убеждений. Если взять математику и естественнонаучные дисциплины, то они призваны раскрыть перед учащимися современную научную картину мира.

Но в природе и обществе нет изолированных процессов. Нельзя понимать мир по отдельным независимым законам связей, явлений. В реальном мире все взаимосвязано, а в учебных предметах изучаются с разных сторон. Закономерно возникает проблема интеграции, взаимных межпредметных связей в образовании. В чем сущность этой категории обучения. В научно-педагогической литературе и исследованиях пока понятие интеграции анализируется неоднозначно.

Эти связи рассматривают «взаимную согласованность учебных программ, обусловленную системой наук и дидактическими целями»). Такое содержание, на наш взгляд, отражает три признака взаимной обусловленности:

– выделение знаний или их элементов в учебных предметах, по-разному характеризующих реальные явления, объекты и процессы;

– указание способов связей, имеющих методический инструментарий, посредством которого выявляются возможные логические конструкции и методические приемы их реализации;

– направленность связи на развивающие функции обучения.

Таким образом, существование межпредметных связей обусловлено наличием трех признаков: смысловым соотношением, наличием способа реализации и указанием направления этих связей.

Педагогический аспект межпредметных связей как целостного явления впервые был исследован В.Н. Максимовой и получил свое развитие в исследованиях И.Д. Зверева, Г.И. Суравегина, Т.К. Александровой, А.В. Усовой и др. Педагогическая идея межпредметных связей возникла и развивалась под влиянием процессов интеграции и дифференциации научных знаний. Межпредметные связи обозначают начальный уровень интеграции.

Развитие идей межпредметных связей отражено в работах Г.И. Батуриной, Ш.И. Ганелина, П.М. Иванова, П.Г. Кулагина, которые показали, что решение данной проблемы в школьном обучении происходило в зависимости от конкретно исторических условий его развития.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 706
Бесплатно скачать Курсовая работа: Межпредметные связи на уроках технологии