Курсовая работа: Молодежная субкультура в условиях постсоветского общества
Министерство образования и науки Российской Федерации
Курсовая работа:
Молодежная субкультура в условиях постсоветского общества
2009
Оглавление
Введение. 3
Гл.1. Молодежные субкультуры как отражение состояния общества. 8
1.1................................ Представление о молодежных субкультурах. 8
1.2.История появления и развития молодежных субкультур в советском обществе9
1.3.Ценности, формирующиеся посредством субкультур и потребности советского общества. 11
Гл.2. Молодежные субкультуры в постсоветском обществе. 13
2.1.Общество 90-х и трансформация молодежных субкультур. 13
2.2. Ценности и потребности молодежи в контексте субкультур. 15
2.3. Современное состояние общества и молодежные субкультуры.. 18
Заключение. 20
Библиография. 21
Введение
Актуальность темы: Интерес к молодежным субкультурам и их месту в обществе, ценностям заметно возрастает за последние десятилетия. Это связанно, прежде всего, с тем, что в конце XX начале XXI века общество вступило в новый этап своего развития. А молодежь как наиболее восприимчивая и мобильная социальная группа одна из первых воспринимает новые формы развития общества со всеми его положительными и отрицательными явлениями. Молодежные субкультуры стали одним из важнейших средств обновления современного общества.
Молодежь постсоветской России как основной стратегический ресурс модернизации культуры и общества, переживает не только общенациональный кризис, но и кризис личностного становления, характерный для молодого человека вне зависимости от места и времени проживания. В этих условиях молодежные субкультуры служат формированию ценностных и культурных ориентаций, способствующих адаптации в изменчивом мире и выработке собственной жизненной стратегии. Таким образом, становление духовной культуры российской молодежи имеет решающее значение не только для молодого поколения, но и для всего общества в целом.
К концу 90-х годов выросло новое поколение россиян, вовлеченное в глобальный мир массмедиа. Природа и характер включения молодежи опосредовались новым информационным пространством.
«Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки.»[1]
Возможность потреблять разного рода материальные и духовные блага, невзирая на социальный статус потребителя, реабилитировала спонтанность жизнедеятельности и ставила под вопрос все общественные стереотипы и установки по этому поводу. Новое поколение уже имело возможность жить по принципу «хочу!».
Во время кризиса советской культуры, когда базовые ценности и нормы оказываются смещенными или разрушенными, именно на основе ценностей субкультур происходит актуальное культурное развитие. Впоследствии ценности, выработанные в рамках молодежных субкультур, становятся основой новой культурной иерархии.
Молодежь в поисках самореализации и самовыражения создает свою собственную культуру, выражающуюся в различных формах восприятия и переработки образов культуры — как отечественной, так и ставшей доступной западной.
Таким образом, молодежная культура постсоветской России выполняла не только функции сферы самовыражения и самоутверждения нового поколения россиян, но и оказывала влияние на формирование новой социокультурной реальности: как на антропологическом (формирование новой культурной идентичности постсоветского человека), так и на институциональном (формирование новых культурных и общественных институтов) уровне.
Молодежная культура в условиях постсоветской России является сферой инновации, отражая в своем развитии не только интересы молодежи как наиболее восприимчивой и открытой экспериментам социальной общности, но и связанные с ней ожидания настроенной на обновление части общества.
Таким образом, выявление характера и направления развития молодежной культуры в 1990-е - 2000-е годы позволяет не только выявить ценностные ориентации и культурные предпочтения российской молодежи, но и способствует формированию более четкого представления о социокультурных процессах в постсоветской России.
Научно-теоретическая степень разработанности проблемы:
В СССР изучение молодежи началось в 1960-х годах в связи с созданием при ЦК ВЛКСМ социологической группы. Социологи были первыми, кто увидели в молодежи как социальной группе специфические черты, культурные интересы и нормы поведения. За эти годы (с 1960-х по конец 1980-х) отечественными учеными был рассмотрен ряд важных проблем, касающихся молодежи.
В конце 1980-х годов, когда обнаружилось, что культурная активность молодежи и ее духовные потребности не исчерпываются сферой потребления и воспроизводства советских культурных образцов, специалистами предпринимаются попытки расширить методологический и понятийный аппарат в исследованиях молодежи и молодежных субкультур.
К началу 2000-х, несмотря на достаточное количество теоретического и эмпирического материала, отсутствуют работы, обобщающие культурный опыт молодежи постсоветской России и объясняющие особенности функционирования молодежной культуры в эпоху социокультурной нестабильности. Тем не менее, нельзя не отметить исследования, внесшие значительный вклад в разработку тех или иных аспектов вышеуказанной проблематики.
Так, весьма продуктивной на протяжении последних лет была деятельность Е.Л. Омельченко[2] , перу которой принадлежат работы, адаптирующие западные методы и подходы к российской социологической и культурологической проблематике.
Молодежные субкультуры можно рассматривать и в качестве специфического культурного института, способствующего инновационным процессам в культуре и обществе. Подобный подход (на примере молодежной культуры США) представлен, например, в работах СИ. Левиковой и А. Керви[3] .
Предпринятый анализ литературы свидетельствует о недостаточном уровне изученности общих механизмов и форм взаимодействия различных течений молодежной культуры постсоветской России. Помимо этого, отсутствует общая картина развития молодежных субкультур в зависимости от изменяющихся социокультурных условий.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--