Курсовая работа: Нестандартная эротика в жизни человека и общества
Практически все психологи и сексологи сходятся в том, что истоки отклонений эротического чувства лежат в детских переживаниях.
С самого начала жизни функционирование человеческой психики связано с телесными проявлениями. И особенное значение имеет, конечно, механизм формирования полового поведения и половых реакций.
То, как станет себя вести человек в роли участника полового акта, определяется тонкими, подсознательными и не всегда достаточно ясными на первый взгляд переживаниями раннего детского периода. Это открытие, которое сегодня выглядит достаточно тривиальным, вовсе не являлось таковым на рубеже XIX-XX веков, когда Зигмунд Фрейд разрабатывал свою знаменитую теорию психоанализа.
Он был первым, кто констатировал важнейшее значение детских препубертатных (т. е. дополовозрелых) впечатлений для развития отклонений в половом влечении. При этом великий психоаналитик и сам, по ряду свидетельств, находился одно время в кровосмесительной связи со своей сестрой.
По Фрейду, главный принцип человеческой психологии определяется поиском удовольствия и избежанием боли (принцип удовольствия). Этот принцип оказывает влияние на человеческое поведение на протяжении всей жизни, а в первые несколько лет жизни он вообще является ведущим мотивом поступков. Наиболее ранние переживания удовольствия и боли играют решающую роль в формировании психологии человека. Ведь в отличие от других животных, человеческий детеныш намного дольше зависит от помощи взрослых. Без их заботы и внимания в течение ряда лет он не сможет выжить. А в результате возникает ранняя и прочная привязанность к другим людям (D. Arlow, 2000).
Фрейд утверждал, что у человека имеется не одна, а несколько исходных эрогенных зон, раздражение которых вызывает эротические ощущения удовольствия, причем значение этих зон с возрастом меняется. В соответствии с этим Фрейд выделял несколько фаз психосексуального развития.
Оральная фаза охватывает первые полтора года жизни, когда основным органом удовольствия является для младенца рот (сосание, кусание). Оральная фаза - самая ранняя фаза инстинктивной жизни. Она простирается от рождения примерно до 18 месяцев. Она была так названа, потому что главный источник удовлетворения сосредоточен вокруг кормления и органов, связанных с этой функцией - рта, губ и языка. Удовлетворение оральных потребностей при простом насыщении освобождает от напряжения и побуждает ко сну Многие расстройства сна, видимо, связаны с бессознательными фантазиями оральной половой природы. Кусание и сосание - действия, которые служат ребенку как для удовлетворения оральных влечений, так и для исследования, "обсасывания" мира. Во время оральной фазы основная функция психических реакций заключается в принятии внутрь того, что приятно, и в выталкивании изо рта того, что неприятно.
Анальная фаза (от 1 до 3 лет) характеризуется повышенным интересом к испражнению; контролируя этот процесс, ребенок получает чувственное удовольствие и одновременно вырабатывает навыки самоконтроля. В возрасте от 18 месяцев до 3 лет главное удовольствие и удовлетворение приносят действия, связанные с удерживанием и прохождением фекалий. Основная функция психических реакций состоит в "выборе" между тем, что должно быть удержано внутри себя - и поэтому является ценным, и что должно быть вытолкнуто - и в конечном счете становится бесполезным. Во время анальной фазы преобладает интерес к телесным процессам, запаху, прикосновению, иногда это выражается в игре с фекалиями. Фекалии, которые в течение некоторого времени рассматриваются как выступающая часть себя, воспринимаются как особенно ценное и очень дорогое обладание. То отвращение, которое показывают лица, воспитывающие ребенка, и тот стыд, который они заставляют испытывать ребенка, может содействовать понижению чувства самоуважения. При реакции на это ребенок может проявлять упрямство, своевольную капризность и решимость самостоятельно контролировать происходящее с ним. И в результате такой повторяющейся реакции ребенок может преодолеть свой импульс к пачканию, становясь особо опрятным, чрезмерно пунктуальным и явно скупым в обращении со своим имуществом (Freud, 1917).
Фаллическая фаза (от 3 до 5 лет) означает усиление интереса к гениталиям (половым органам). Главный символ этого возраста - половой член, а основная психологическая задача - адекватная половая идентификация. Мальчик должен преодолеть бессознательное влечение к матери (Эдипов комплекс) и идентифицироваться с отцом, а девочка - преодолеть влечение к отцу (комплекс Электры) и чувство зависти к мальчикам из-за отсутствия у нее полового члена и идентифицироваться с матерью. После третьего года жизни, главная область удовлетворения либидо (полового влечения) переносится на гениталии. В фаллической фазе как для мальчиков, так и для девочек пенис становится главным объектом интереса. Именно в это время клитор, как аналог пениса, начинает высоко цениться в связи с приятными ощущениями, вызываемыми стимуляцией. Недавние исследования указывают на то, что некоторое осознание приятного потенциала влагалища присутствует в этой фазе у многих маленьких девочек.
В фаллической фазе также заметно выражен детский эксгибиционизм и страсть к подглядыванию. Очень многие девочки и мальчики в этом возрасте увлеченно и с огромным любопытством рассматривают половые органы друг друга. Если эти забавы скоро прекращаются, их действительно можно считать безобидными. Однако возможны варианты.
Первый представляет собой развитие аутоэротизма. При отсутствии удовлетворения своего инстинктивного стремления, у ребенка остается возможность самостоятельно удовлетворять себя, стимулируя соответствующие зоны своего тела, комбинируя такие действия с подходящими фантазиями. Такие действия развиваются в детскую мастурбацию. При этом, при переходе ребенка из одной фазы либидо в другую интерес к удовлетворению влечения предшествующей фазы затухает не полностью.
Когда имеет место особенно сильная и стойкая привязанность к удовлетворению либидо той или иной фазы, это называется "фиксацией". Фиксации обычно бессознательны и часто служат "точкой возврата" в последующей взрослой жизни .человека.
Другой возможный вариант развития либидо - это регрессия, или возвращения к более раннему способу удовлетворения бессознательного влечения. Но это вовсе не обязательно является признаком болезненного отклонения в половой сфере.
В каждой из указанных фаз развития ребенок переживает и некоторые характерные страхи. Во время оральной фазы самый большой страх связан с тем, что мать не будет доступна. То есть это опасность утраты удовлетворяющего потребности объекта. Во время анальной фазы, после того как сложилось представление о матери как о независимом существе, угроза заключается в потере материнской любви. Для фаллической фазы типичен страх возмездия или наказания за запретные сексуальные и агрессивные желания. То наказание, которое обычно представляется в фантазиях как мальчиков, так и девочек, часто принимает форму телесного наказания или повреждения, в особенности - гениталий. Поэтому опасность, характерная для фаллической фазы, обозначается как страх кастрации. Позднее в жизни, когда формируются этические нормативы и суперэго, угрызения совести занимают свое место в ряду угрожающих ситуаций. Каждая из этих ситуаций пробуждает тревогу как сигнал, побуждающий это привести в движение различные психические механизмы для устранения или минимизации опасности.
В фаллической фазе обычно проявляется так называемый Эдипов комплекс. В общем он состоит в ревнивом отношении к родителю противоположного пола (у мальчиков - к матери, у девочек - к отцу) по отношению к родителю своего пола. То, как решается проблема Эдипова комплекса, во многом определяет не только половое поведение человека потом, во взрослой жизни, но и зачастую его сексуальную ориентацию. Если эта стадия проходит нестандартным образом (например, мальчик воспитывается исключительно в обществе женщин), то возрастает вероятность того, что, повзрослев, молодой человек склонен будет вести себя "по-женски" с мужчинами и станет гомосексуалистом.
С прохождением Эдипова комплекса наступает относительно неподвижная фаза, называемая латентным периодом. Латентная фаза (до начала полового созревания) характеризуется временным ослаблением сексуальных реакций и интересов; либидо как бы дремлет, уступая время и место формированию сознательного "Я" и предметных интересов ребенка.
Теперь интересы ребенка направлены на более широкий мир, вживание в общество, овладение законами жизни в нем. Такое состояние преобладает до начала половой зрелости и юности. Изменения, которые происходят в течение этого периода, имеют решающее значение для установления взрослой идентичности. Человек, пытающийся отождествить себя со стереотипом "взрослого", заново пробуждает в себе конфликты детства. Варианты фантазий, которые первоначально служили в качестве средств выражения влечений в период детства, становятся сознательными составляющими юношеской мастурбации. Вина по поводу мастурбации проистекает главным образом от "неприличных" желаний, которые находят выражение в мастурба-ционных фантазиях. В юности происходит вторая попытка совладать с конфликтами, возникшими из-за непреодоленных желаний детства. Через разрешение этих конфликтов человек определяет свою сексуальную роль, приобретает большую ответственность, делает выбор профессии.
Обстоятельства могут вызывать различные вариации в подростковом поведении, включая полную перемену ролей в смысле выбора сексуального объекта. За решение этих конфликтов ответственно так называемое "эго". При благоприятных обстоятельствах от эдиповых желаний отказываются. Они вытесняются и становятся бессознательными, но не полностью стираются из памяти. Эдипов комплекс может долго сохраняться в форме бессознательных фантазий или мотиваций. А они продолжают оказывать важное воздействие почти на каждый аспект психической жизни: на формы и объекты взрослой сексуальности; на творческую, артистическую, профессиональную и другую деятельность.
При благоприятных обстоятельствах ребенок отказывается от большинства враждебных и болезненных мотивов Эдипова комплекса и отождествляет себя с родителем своего пола, в особенности с его или ее моральными стандартами и запретами. Эта часть личности называется суперэго. Суперэго контролирует "Я" и выносит суждения о его мыслях и действиях.
Не отрицая возможных анатомических, физиологических, нейрохимических факторов, предрасполагающих человека к тому или иному эротическому отклонению, Фрейд считал, что, пока эти факторы не открыты, главным и единственным средством их изучения и терапии должен быть психоанализ. Иначе говоря, это выяснение обстоятельств становления психики человека, его конфликтов и нервных травм, задержавших или исказивших психосексуальное развитие индивида.
Конфликт между сексуальностью и цивилизацией, по Фрейду, принципиально неразрешим. Конфликт - неотъемлемая составляющая бытия человека. Он отражает противоречие, присущее двойственной природе человека как биологически активного животного и социального существа. В течение нескольких лет каждый младенец должен быть приобщен к цивилизации и культуре; он также должен воспринять идеалы и ценности, запреты и табу того общества, к которому он принадлежит. Семья - главный инструмент в этом процессе. Когда человек достигает пяти-шестилетнего возраста, другие институты общества берут на себя долю ответственности за его приобщение к культуре (школа, сообщество сверстников и т. д.). В ходе этого развития разочарование и конфликт неизбежны.
Вначале инстинктивные влечения сосредоточиваются главным образом на "Я" - состояние, называемое нарциссизмом. По мере того как другие люди начинают восприниматься как источники питания, защиты и удовлетворения, некоторая часть энергии влечения к удовольствию переходит на эмоциональное взаимодействие с другими людьми. Формально эти другие люди и становятся объектами любви.
Человеческая личность сохраняет значительную долю детской эгоцентричности, то есть склонности выстраивать мир "вокруг себя". Способность нуждаться в других, любить, хотеть доставлять удовольствие и хотеть становиться как другие - является обязательной частью "взрослости", зрелости. Поэтому опыт общения с окружающими во время первых лет жизни очень важен для формирования способности любить и учитывать чужие интересы и влечения.
Однако инстинктивное влечение человека направлено на эгоистическое самоудовлетворение, поэтому культура может существовать лишь ценой подавления инстинктов. Да, подавление либидо (в широком смысле - полового влечения) вызывает неврозы, но его полное высвобождение означало бы всеобщую анархию и гибель культуры. Ведь либидо, по Фрейду, - единственный источник психической энергии. Подавление сексуальности позволяет переключить эту энергию на другие виды деятельности - труд, художественное творчество и т. д. (Фрейд называет это переключение "сублимацией".) Раскрепощение либидо привело бы к тому, что люди перестали бы трудиться, сексуальность поглотила бы всю их физическую и психическую энергию. Кроме того, слишком легкое, непосредственное удовлетворение половых потребностей привело бы в конце концов к их обесцениванию, усилив другой фундаментальный импульс человеческой психики - инстинкт смерти и разрушения.
Предложенное Фрейдом понимание сексуальности касалось прежде всего особенностей индивидуального развития. Фрейд стремился выявить связь индивидуального сексуального поведения с культурными нормами, вскрыть корни сексуального символизма, истоки и сущность важнейших сексуальных табу и запретов, например, запрета на инцест (кровосмешение) или добрачную потерю девственности. Фрейд подчеркивал, что некоторые типичные формы сексопатологии, например, психическая импотенция, имеют социальные причины. Свою теорию он основывал не только на данных клиники, но и на материалах истории, этнографии, изучении биографий и творчества ряда великих людей (Микеланджело, Леонардо да Винчи и др.). Фрейдистский анализ неосознаваемых переживаний, эротических фантазий и сновидений стимулировал и интерес к изучению этих явлений на материалах истории религии и культуры. Половые извращения, расценивавшиеся человечеством в "викторианский период" как преступление или физическая неполноценность, оказались всего лишь следствием гипертрофии отдельных сторон нормального психосексуального развития, так что следы их каждый может при желании обнаружить в своей собственной психике.
Поскольку работы Фрейда в результате способствовали утверждению терпимого отношения к сексуальности, обыватели часто считали его апологетом половой распущенности и эротических отклонений. В действительности позиция Фрейда в этом вопросе была скорее консервативно-моралистической.
Поначалу концепция Фрейда вызвала скандал, ее даже называли клеветой на человечество. Когда в 1910 году на международном конгрессе психиатров в Гамбурге кто-то предложил обсудить теорию Фрейда, председатель заявил: "Это предмет не для научного конгресса, а для полиции". Но в наше время отношение к фрейдизму в корне изменилось. Эта теория нашла поддержку у многих представителей научной и художественной интеллигенции. И с середины 1920-х вплоть до 1960-х годов фрейдизм был практически господствующей системой в западной сексологии.
Однако в сегодняшней психиатрии взгляд на половую жизнь и половое сознание человека стал шире. Поэтому подверглись пересмотру и многие положения теории Фрейда, который считал либидо побуждением, лежащим в основе всех без исключения поведенческих проявлений человека. Такая трактовка либидо навлекла на Фрейда обвинения в пан-сексуализме, преувеличении роли сексуальности. Тезис, что "сексуальные импульсы" включают все эмоциональные и дружественные влечения, которые в просторечии называют любовью, неразрывно связан у Фрейда с тем особым значением, которое он вкладывает в понятие "сексуальность": "В первую очередь сексуальность отделяется от своей слишком тесной связи с гениталиями и рассматривается как более общая телесная функция, имеющая своей целью удовольствие и только опосредованно служащая целям воспроизводства". Иначе говоря, сексуальные переживания не сводятся к чисто генитальным.
По мнению ведущего отечественного сексолога Игоря Кона, слабость теории Фрейда состоит в том, что хотя он признает влияние на личность культуры и воспитания, в центре его теории остаются внутри-психические процессы. Индивидуум обладает, по Фрейду, определенным и фиксированным количеством психической энергии, которую общество помогает ему так или иначе канализировать и реализовать. Поскольку количество этой энергии ограничено, приходится выбирать между сексуальной активностью и какими-то другими видами деятельности, в которых заинтересовано общество. Отсюда - извечный конфликт между сексом и культурой. Подавление половой свободы есть, по мнению Фрейда, та цена, которую человечество платит за развитие цивилизации.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--