Курсовая работа: Нормативно-правовой и договорный порядок урегулирования споров
1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Нормативно-правовой характер урегулирования споров………………….4
3. Договорный порядок…………………………………………………………10
4. Различия и преимущества………………………………………………..….15
5. Заключение……………………………………………………………….…...17
1. Введение
Можно с большой долей уверенности сказать, что в основе практически любого спора (а спор – это противопоставление позиций спорящих сторон, участников этого спора) лежит экономический интерес.
Любой спор о праве – это в той или иной мере экономический спор, хотя, разумеется, есть из этого правила немало исключений. Но это – самый широкий взгляд на то, что такое экономический спор. Здесь же под экономическими спорами понимаются те споры, которые разрешает (призван разрешать) государственный – арбитражный – суд сегодняшней России, и даже уже – лишь те, которые принято обозначать как споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений.
Цель данной курсовой работы:
1. рассмотреть нормативно-правовой характер урегулирования споров,
2. договорный порядок урегулирования споров,
3. различия и преимущества между ними.
2. Нормативно-правовой характер урегулирования споров
Специфика предпринимательского права, правового регулирования предпринимательской деятельности, а также предпринимательского законодательства находит выражение в сочетании, взаимодействии частноправовых и публично-правовых интересов, частноправовых и публично-правовых средств, частноправовых и публично-правовых отношений.
В этом и заключаются особенности предпринимательского права, правового регулирования предпринимательской деятельности с точки зрения деления права на частное и публичное.
Интересные соображения в этом плане применительно к хозяйственному праву высказаны В.К. Мамутовым: «Для содержания норм хозяйственного права характерно сочетание элементов публично-правового и частноправового характера. Такое различение норм носит эвристический, научно-классификационный характер, что не является отражением отраслевой структуры системы права и законодательства. Публично-правовые и частноправовые начала используются в различных отраслях права и законодательства.
При этом дискуссионно само понятие частного права в применении к экономическим реалиям, ибо право, обеспечивая сочетание публичных и частных интересов, само выступает во многих случаях в роли публичного инструмента»[1 ].
Данный вывод подтверждается содержанием нормативных актов, которые регулируют отношения в различных сферах предпринимательской деятельности.
В качестве примера приведём регулирование отношений, связанных с эмиссией ценных бумаг. Закон «О рынке ценных бумаг» определяет эмиссию как последовательность действий эмитента по размещению ценных бумаг, которая включает:
· принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
· утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
· государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
· размещение эмиссионных ценных бумаг;
· государственную регистрацию отчёта об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг[1 ].
При необходимости регистрации проспекта ценных бумаг процедура дополняется несколькими этапами.
Из всех перечисленных действий, связанных с эмиссией ценных бумаг, лишь при размещении используется частноправовое средство регулирования – договор.
Во всех остальных случаях применяются публично-правовые средства регулирования предпринимательских отношений: принятие решения, регистрация, раскрытие информации.
В соответствии со статьёй 5 ФЗ «О защите прав и законных
интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»[2 ] запрещаются публичное размещение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошёл государственную регистрацию, и т. д.
Предпринимательский оборот, по существу представляющий собой совокупность гражданско-правовых сделок в сфере предпринимательской деятельности, не может в большинстве случаев осуществляться без использования публично-правовых средств и форм.
Следует также отметить то обстоятельство, что государство в лице его органов оказывает воздействие не только в целом на договор в той или иной сфере предпринимательской деятельности, но и на отдельные его условия, в частности на условие о цене договора.
Так, Госкомитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу своими документами устанавливает цены на проектные и изыскательские работы для строительства на соответствующий период времени и т. д.
В ряде случаев закон содержит прямое указание на то, что сторонами определённых договоров могут быть лишь субъекты предпринимательства в определённых организационно-правовых формах.
Так, согласно пункту 3 статьи 1027 Гражданского Кодекса Российской Федерации, сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Аналогичное правило предусмотрено в норме пункта 2 статьи 1041 Гражданского Кодекса Российской Федерации, где сказано, что сторонами договора о совместной деятельности, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--