Курсовая работа: Новое предпринимательство во второй половине XIX
Александр II был не первым российским императором, для которого решение крепостного вопроса было самым трудным и неотложным делом своего правления государством. Вспомним, что еще Екатерина II осуждала рабство, коим в России было крепостное право. Однако это не помешало ей арестовать и приговорить к смертной казни (замененной ссылкой) А.Н. Радищева за его книгу "Путешествие из Петербурга в Москву", в которой автор впервые нарисовал реальную картину жизни крестьян. Автор высказывал свое неверие в возможность мирного освобождения крестьян, т.е. сверху, волей "просвещенного монарха".
Павел I в 1797 г. монаршим Указом вводит трехдневную барщину. Историки этот акт царя будут характеризовать как первое, в эпоху самодержавия, государственное вмешательство в отношения помещика со своими крестьянами, хотя в действительности подобное вмешательство было всего лишь попыткой ремонта, и то отнюдь не капитального, сложившихся крепостных порядков в России.
В последующие годы таким ремонтом займутся еще два монарха Александр I и Николай I. Оба они, хотя и соглашались с тем, что крепостное право это зло, пороховой погреб под государством, тем не менее считали, что еще не наступил подходящий момент для отмены крепостного права.
Таким образом, перед Александром II было всего два возможных варианта решения крепостного вопроса: или последовать примеру своих предшественников и продолжить "ремонт" безнадежно разваливающегося крепостного хозяйства, или пойти на полную отмену крепостного права. Других путей решения крестьянского вопроса у Александра II не было. И он был вынужден избрать второй путь, ибо уже больше не мог не считаться с реалиями российской действительности.
А действительность состояла в том, что крепостное право в России просуществовало значительно дольше, чем в любой европейской стране, и приняло такие жестокие формы, что оно практически мало чем отличалось от рабства.
В начале XIX века уже само царское правительство осознало вред крепостного права и пыталось найти пути решения "крестьянского вопроса". Но оно смогло пойти на отмену крепостного права только в 1861 г. Налицо были причины, заставившие помещиков и правительство пойти на эту меру. В экономической сфере - нарастание, как было ранее отмечено, кризиса помещичьего хозяйства, основанного на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян. В социальной сфере - усиление протеста крестьян против крепостничества, выразившееся в увеличенном с каждым десятилетием царствования Александра II численности крестьянских волнений: если за 1831 - 1840 гг. было зафиксировано 328 волнений, а за 1841 - 1850 гг. - 545, то за 1851 - 1860 гг. - уже 1010 волнений.
Правящие круги опасались угрозы превращения разрозненных крестьянских битв во "вторую пугачевщину".
В марте 1856 г ., Александр II, принимая представителей московского дворянства в Москве, обратился к ним с краткой, но очень важной речью о крепостном праве. Он объяснил, что не имеет намерения "сейчас" уничтожать крепостное право, но признал, "что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным". По выражению государя, "лучше начать уничтожать крестьянское право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу". Посему император и приглашал дворян "обдумать, как бы привести все это в исполнение".
После этого мартовского заявления уже не могло быть сомнения, что император готов вступить на путь преобразований. Неясна была только их программа, формула реформ: неизвестными оставались те начала, на которых предполагалось упразднение крепостного права.
Начался интенсивный поиск формулы, оснований, которые должны были служить руководством при подготовке реформы.
3 января 1857 г. был образован Секретный комитет "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян" (правительство еще опасалось официально произнести слово "освобождение"). Комитет предлагал совершить освобождение крестьян постепенно, без крутых и резких переворотов. Но это не соответствовало планам Александра, который был сторонник скорого и вполне определенного решения крестьянского вопроса. Поэтому губернаторам были разосланы рескрипты царя, в которых предписывалось создать из представителей местных помещиков губернские комитеты для подготовки местных проектов "улучшения быта помещичьих крестьян". С этого момента подготовка реформы уже перестала быть "секретом". 8 января 1858 г. секретный комитет был переименован в Главный комитет "о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости". Губернаторы получили указание публиковать все рескрипты в "Губернских новостях". Таким образом, все государство открыто было информировано о том, что началась подготовка к крестьянской реформе.
Главный комитет работал сначала под председательством самого царя, а затем - великого князя Константина Николаевича, брата царя.
Проекты положения об улучшении быта крестьян, разработанные губернскими комитетами (их было создано 45), должны были представляться для рассмотрения Главным комитетом. Так как проекты губернских комитетов во многом различались между собой, то для их рассмотрения и согласования в марте 1859 г. были образованы при Главном комитете Редакционные комиссии. Практически вся основная работа по подготовке проекта "Положений о крестьянах" проходила в этих комиссиях, в составе которых были видные ученые - эксперты, крупные чиновники, придерживающиеся либеральных взглядов.
В октябре 1860 г. комиссия завершила свою работу и составленные ими законопроекты были переданы в Главный комитет.
Главный комитет рассмотрел представленные проекты и внес в них ряд изменений в пользу помещиков. В конце января 1861 г. проект "Положения о крестьянах" поступил на рассмотрение последней инстанцией - Государственного совета.
Александр лично открыл заседание Государственного совета и в своей речи заявил Совету, что уничтожение крепостного права "есть его прямая воля". В исполнение этой воли Совет обсудил и одобрил проект закона об освобождении крестьян.
Ровно через 6 лет после дня своего воцарения, 19 февраля 1861 г., император Александр подписал знаменитый манифест об отмене крепостного права и утвердил "Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". Великое дело было совершено: 5 марта Манифест был обнародован и принят народом спокойно, без всяких общественных потрясений.
Основные положения законодательных актов реформы 19 февраля 1861 г.
19 февраля 1861 г. подписал, помимо Манифеста, еще и 17 законодательных актов, касающихся отмены крепостного права в стране. Что же касается самого Манифеста, то его текст был написан известным церковным деятелем Филаретом, явно не одобрявшим реформу.
Александр II хотел видеть документ не только официально - торжественный, но и достаточно пропагандистский - агитационный. Из-под пера Филарета текст "Манифеста" вышел велеречивым, тяжеловесным и малопонятным для простого народа, как, впрочем, и все остальные законодательные акты.
Основными (из 17-ти) законодательными актами по реформе были "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", "Местные положения" и "Дополнительные правила".
По Манифесту, крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда и крестьяне признавались свободными без всякого выкупа в пользу помещиков. Особо надо подчеркнуть громадную значимость личной свободы, за которую веками боролся крестьянин. Отныне бывший крепостной, у которого ранее помещик мог не только отнять все его достояние, но и его самого с семьей или отдельно от нее, продать, заложить, получал возможность свободно распоряжаться своей личностью: вступать в брак без согласия помещика, от своего имени заключать разного рода имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другое сословие. Все это представляло значительный простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.
Если крепостное право было отменено сразу , одним законодательным актом, то ликвидация феодальных экономических отношений в деревне растянулось на несколько десятилетий. По закону крестьяне в течение еще 2-х лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны были отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина и отменялись мелкие натуральные поборы (яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью и др.). По закону крестьяне получали право выкупить у помещиков свои усадьбы и, сверх того, могли по согласию со своими помещиками приобрести у них в собственность полевые наделы. Пока крестьяне пользовались наделами, не выкупив их, они находились в зависимости от помещика и на назывались временнообязанными крестьянами. Когда же выкуп был произведен, то крестьяне получали полную самостоятельность и становились крестьянами - собственниками . Никакого определенного срока окончания временнообязанного положения крестьян закон не устанавливал, поэтому оно растянулось не целых 20 лет, и лишь законом 1881 г. временнообязанные крестьяне (из к тому времени оставалось уже не более 15%) были переведены на обязательный выкуп.
Размеры полевого надела определялись от 1 до 12 десятин на одно лицо, записанные в крестьянах за помещиком на ревизии (ревизские души). Величина надела зависела от "полосы" государства (нечерноземной, черноземной и степной) и потому для губерний и даже уездов величины наделов были различные.
Конкретные экономические условия освобождения крестьян (размер надела и размер повинности за него) фиксировались в так называемых "уставных грамотах". Они рассматривались как определяющий документ, являющийся юридическим актом, закрепляющим конкретные условия выхода крестьян из крепостной зависимости. Грамота подписывалась помещиком или его доверенным лицом и крестьянскими поверенными, что создавало видимость юридически узаконенной сделки двух равных сторон. Уставная грамота являлась основным документом, фиксировавшим момент перехода крепостных во "временнообязанное состояние" и определявший социально-экономические условия этого состояния. По нормам, зафиксированным в уставных грамотах, жило целое поколение крестьян.
Составление и введение в действие уставных грамот возлагалось на мировых посредников. Должности мировых посредников были учреждены для разбора возможных недоразумений, споров и жалоб в процессе проведения реформы. Центральной задачей мировых посредников было документальное оформление новых отношений между помещиками и крестьянами согласно "Положениям 1861 г.". Мировые посредники должны были следить за правильностью и справедливостью сделок помещиков с их крестьянами, выходящими на волю. Они утверждали уставные грамоты, наблюдали за ходом крестьянского самоуправления в сельских обществах и волостях.
Таким образом, центр тяжести практического проведения реформы пал на низшее звено - мировых посредников, назначаемых Сенатом по спискам, предложенным дворянскими собраниями. В июне 1861 г. начали действовать 1714 мировых посредников. Общее же руководство делом крестьянской реформы по губерниям было возложено на губернские по крестьянским делам присутствия. Эти присутствия действовали под председательством губернатора и состояли из важнейших чинов губернии и представителей местного дворянства. А высшим органом стал Главный комитет об устройстве сельского состояния, заменивший Главный комитет "о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости".
Важное место в реформе 1861 г. занимало решение аграрного вопроса. Закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне получали надел не в собственность, а в пользование, за установленные законом повинности в виде сбора или барщины. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.
В нечерноземных и черноземных районах России устанавливались "высшая" и "низшая" (треть "высшей") нормы надела, а степных районах - одна ("указная") норма. Закон предусматривал отрезку от земельного надела, если он не достигал "низшей". В результате крестьяне за счет отрезки от наделов потеряли свыше 0,20 своих земель, а в черноземных земледельческих губерниях, в которых преобладала барщинная система и земля особенно высоко ценилась, потери крестьян достигали до 30 - 40%. Но беда была не только в этом. Обычно отрезались наиболее ценные и необходимые для крестьян угодья, без которых было невозможно нормальное ведение хозяйства: луга, выпасы и пр. Крестьянин вынужден был арендовать на кабальных условиях эти крайне необходимые ему "отрезанные земли". Землепользование крестьян сужалось также еще чересполосицей и лишением лесных угодий.
Перевод крестьян на выкуп знаменовал собой полное прекращение феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне. Однако фактическими собственниками своих наделов крестьяне могли стать лишь в том случае, если они выплачивали за них всю выкупную сумму. В основу ее исчисления была положена не рыночная цена земли, а размеры оброка, так что выкупная цена оказывалась в 1,5 раза выше рыночной. Разумеется, крестьяне были не в состоянии сразу выплатить выкупную сумму. Поэтому дело выкупа взяло на себя государство. Казна сразу выплатила помещикам деньгами и ценными бумагами основную часть выкупной суммы, а другую часть удержала с помещиков в счет погашения их долгов казне, а затем уже взыскивала ее в виде выкупных платежей с крестьян. Срок окончания таких платежей был установлен в 49 лет. До 1907 г., когда выкупные платежи с крестьян были отменены, крестьяне уплатили свыше 1540 млн. руб., т.е. в 1,5 раза больше первоначально установленной с них выкупной суммы и все еще оставались "должниками" казны.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--