Курсовая работа: Образ Юлии в романе Ж.Ж. Руссо "Юлия, или новая Элоиза"
Харьков 2002.
Введение.
Тема моей курсовой работы: "Образ Юлии в романе Ж.Ж. Руссо "Юлия, или Новая Элоиза". Для того чтобы полнее раскрыть данную тему, я обратилась к литературе следующих авторов.
В 1958 году Художественная литература (Москва) выпустила книгу известного литературоведа и критика Верцмана И.Е. "Жан-Жак Руссо" , где автор предлагает свою оценку романа "Юлия, или Новая Элоиза", и в частности образа Юлии: “Руссо этот банальный сюжет выворачивает наизнанку, падение девушки становится ее возвышением. “Развратитель” выглядит трагичным, нормы патриархальной морали выявляют свою догматичность, даже бесчеловечность” (стр. 25-27).
В 1975 году в Женеве вышла примечательная в своем роде книга Марковича М.И "Жан-Жак Руссо и Толстой", где автор приводит интересные факты взаимоотношений Руссо и Толстого и оценку русским писателем творчества Руссо, особенно его романа "Юлия, или Новая Элоиза". Толстой Л.Н. высоко ценил "Новую Элоизу", в своем дневнике 29 сентября 1898г. писатель написал: "Это прекрасная книга. Заставляет думать...". Он восхищался Руссо: "Я прочел всего P., все двадцать томов, включая "Словарь музыки". Я больше, чем восхищался им, — я боготворил его. Многие страницы его так близки мне, что мне кажется, что я их написал сам" (стр. 45-49).
А в 1977 г. Анисимов И.И. в своей книге "Французская классика со времен Рабле до Ромена Роллана. Статьи, очерки, портреты" (сост. Р.М. Анисимовой, коммент. В.П. Баласкова, М. "Худож. Лит") дал высокую оценку образу Юлии и всему произведению в целом: "Новая Элоиза" с огромной страстностью свидетельствует об уродствах старого социального уклада, который искажает лучшие стремления человека, мешает человеку выпрямиться во весь рост. "Кажется, что весь строй естественных чувств здесь разрушен", - говорит Руссо" (стр.230-238).
В 1986 году вышла книга Андре Моруа "Три Дюма. Литературные портреты", Пер с фр./Прим. Л. Бесполовой, С. Шлапоберской, С. Зенкина. В ней автор дал подробную характеристику творчества Ж.Ж. Руссо и влияния его произведений, в частности "Воспитание чувств" и "Юлия, или Новая Элоиза" на его современников и последующие поколения читателей. Моруа справедливо заметил, что "не много есть писателей, о которых можно было бы сказать: "Без них вся французская литература пошла бы в другом направлении". Руссо - один из них. В то время, когда жизнь общества по-своему формировала писателей, ведя их от одного этапа литературных причуд к другому - от драпирующегося в вычурные одежды благородства XVII века к неприкрытому цинизму XVIII, - женевский гражданин, который не был ни прирожденным французом, ни дворянином, ни прихлебателем у знати, скорее чувствительный, чем галантный, предпочитающий удовольствия сельской уединенной жизни салонным развлечениям, широко распахнул окно на швейцарские и савойские пейзажи и впустил струю свежего воздуха в затхлые гостиные." (стр.470-478).
Безусловно, подобный список можно продолжать до бесконечности, образ Юлии и сам роман "Юлия, или Новая Элоиза" до сих пор вызывает восторженные отклики читателей и всех ценителей творчества Жан-Жака Руссо. Глубина чувств главной героини, её страстность, добродетель не могут оставить равнодушным никого. Юлия затрагивает в душе глубокое и скрытое чувство, оставляет в сердце что-то доброе, нежное и романтичное, изменяет наши мысли и взгляды; и, прощаясь с ней, мы чувствуем невероятную утрату, потому что, когда прощаешься с чем-то привычным и прекрасным, струны всего твоего существа натягиваются и рвутся у самого сердца, и тогда ты чувствуешь самую большую боль и самую острую утрату. Да, знакомство с образом Юлии таит в себе всё: тайну, которую хочешь раскрыть, загадочность, которую хочешь угадать, и страстность, которую желаешь почувствовать всем сердцем. Юлия – разнообразна и непредсказуема, как все женщины, но она добродетельна и страстна, а эти черты присущи лишь немногим.
Юлия, главная героиня романа Руссо "Юлия, или Новая Элоиза", персонаж, которому невозможно дать объективную оценку, её нельзя осудить или оправдать. Кто она: невинная девушка, забывшая о чести и морали, дочь уважаемых родителей, которая никогда не идет против их воли, но, встретив любовь, низвергается в пучину страсти и позора, или просто женщина, мечтающая о счастье в объятиях любимого, но вынужденная выйти замуж за человека намного старше её? Это все Юлия, девушка, в которой сочетаются порок и добродетель, любовь и ненависть, воля и страх, честность и ложь; девушка, которая, забыв о своем положении и воспитании, отдается любимому человеку, но, мучаясь, решает повиноваться воле родителей.
На протяжении всего романа главная героиня предстает перед читателями в трех обличиях: Юлия-любовница , Юлия-жена , и Юлия-мать . Все три обличия, воплощаясь в одном человеке, резко отличаются друг от друга, что можно объяснить различными периодами жизни девушки. Безусловно, каждый облик имеет свои особенности, положительные и отрицательные качества, но, соединяясь вместе, раскрывают необычный и привлекательный образ Женщины - юной и красивой, с нежной душой и телом, с благородством и добротой, которая готова подарить себя всю, без остатка, людям, которые её любят.
Каждый облик заключает в себе утверждение непреложных истин, учит чему-то новому. Образ Юлии-любовницы, самый страстный по своей силе, учит веры в любовь и преодоления всех препятствий на пути к этому чувству. Образ Юлии-жены – умению быть желанной, уважать мужа и в этом находить свое счастье. А образ Юлии-матери – прекрасный образец "идеального" воспитателя, для которого дети – самая главная ценность жизни. Возникает естественный вопрос: какой же из этих обликов самый привлекательный? Пожалуй, каждый читатель выберет тот, который ему ближе и понятнее, но все же можно попытаться дать критическую оценку каждому облику и выбрать самый сильный, по художественному изображению, образ Юлии. Данная работа и попытается оценить достоинства и недостатки каждого облика.
Образ Юлии-любовницы.
Образ Юлии-любовницы предстает перед читателями в самом начале произведения и охватывает большую часть описания. Этот образ огромен и глубок, его нельзя понять с первых страниц, с первых фраз. Он раскрывается до конца лишь в конце книги, когда неизбежная смерть прерывает земную жизнь Юлии и уносит её в иной мир. Именно Юлия-любовница переступила через все моральные устои и преграды, воздвигнутые обществом того времени, чтобы испытать истинную страсть, любовь и блаженство в объятиях любимого человека. Некоторые читатели романа "Юлия, или Новая Элоиза", возможно, осудят Юлию-любовницу за то, что она забыла о морали, да еще в 18 столетии, веке, когда невинность и послушание были необходимыми атрибутами девушки из высшего общества. Но в этом нет ничего удивительного, возразят другие, её поведение обычно для влюбленной.
И те, и другие, безусловно, правы, но все же они слишком далеки от настоящей правды, которую хотел открыть этот мастер сентиментальной прозы. На самом деле, Руссо настолько мастерски изобразил Юлию-любовницу, что "грехопадение" девушки становится её возвышением, её защитой от всех реальных и мыслимых врагов, а патриархальная мораль оказывается лишь бесчеловечным орудием ничтожных душ, которые никогда не знали мук любви, не испытывали безумной страсти, ведя "добродетельный" образ жизни, и лишь в конце жизни осознающие, что их жизнь прошла спокойно, без бурь и страстей, без восторга и радостей. А вот Юлия оказалась "белой вороной" среди этих высокопоставленных особ – она испытала в жизни всю бурю чувств, и могла с гордостью сказать, что жила не напрасно.
Юлия, дочь четы д'Этанж, в начале романа выступает скромной и послушной девушкой, которая ни в чем не идет против воли своих родителей. Пока в её жизни не появляется он - такой же скромный учитель двадцати четырех лет, бедняк и скиталец с необычным именем – Сен-Пре, что означает: храбрец, доблестный человек, добродетельный и отважный. И Юлия не в силах устоять перед этим незнакомцем – она безумно влюбляется в него, хотя долгое время борется со своими чувствами. Возможно, если бы Сен-Пре остался равнодушен к Юлии, девушка смогла бы со временем его забыть, или хотя бы заглушить воспоминания о своей первой настоящей любви. Но Сен-Пре нашел в Юлии качества, которые не могли его не восхитить: чуткость, ум, эстетический вкус и, конечно же, красоту. Будучи по натуре мечтателем, он сравнивает её с божеством, сошедшим на землю. Он боготворит её и скоро получает возможность обладать ею безраздельно.
Но поведение Юлии-любовницы нельзя назвать "позорным", так как она постоянно мечется между долгом и любовью, между послушанием и непокорностью, между правдой и ложью. Она любит родителей, но не может отказаться и от Сен-Пре, который в отчаянье готов покончить с собой. Сен-Пре – её счастье, но Юлия не всегда может открыто выражать свои чувства: то она обращается к нему ледяным тоном, оставаясь наедине, то смеется над ним в присутствии посторонних, а то и вовсе равнодушна к нему. Она как будто находится между двух огней, боясь обжечься о пламя. Каждый раз, приближаясь все ближе и ближе к пропасти, Юлия пытается больнее уколоть Сен-Пре, но не для того, чтобы причинить ему вред, а для пользы их обоих и спокойствия окружающих. Она не может жертвовать кем-то ради кого-то. Чем больше свободы Юлия дает Сен-Пре, тем большей необходимостью становится его удаление из дома.
Юлия-любовница – страстная натура, она не может вести размеренный и спокойный образ жизни, тем более, когда она искренне влюблена. Руссо показывает её заблуждения, её бурные переживания, невозможность понять саму себя, резкую смену настроения. В ней как будто живут несколько человек, – так изменчива её натура. Но, может быть, это свойственно каждой молодой девушке, особенно влюбленной? Ведь, в народе говорят, что женщина лишается принципов, морали, долга, одним словом, всёго, когда дело касается любви. Есть только настроение, настроение сердца и души, и только оно руководит всеми её поступками, мыслями и чувствами.
Да, Юлия-любовница безумно боится, но это, скорее всего, боязнь последствий, а не самого чувства, боязнь самой себя, а не той страсти, которую она испытывает. Недаром она умоляет Сен-Пре, чтобы он защитил её от нее самой. Да, не от любви, не от позора, не даже от своего возлюбленного, а от самой себя. Но, в конце концов, и эта стена рушится, когда в отсутствии Клары, Юлия отдается любимому, хотя и считает свое поведение "позорным" моральным падением.
Во все всемирной литературе 18 века, пожалуй, не найдется писателя, который бы так серьезно относился бы к вопросам о глубине морального "падения", как Руссо. В образе Юлии он воплотил свои принципы философии, принципы "религии сердца", свою теорию совести, как неизменного и невидимого судьи добра и зла, использовав при этом новаторский жанр писем с субъективно-эмоциональным характером. Юлия все глубже и глубже погружается в бездну своих чувств, в бездну прекрасного и волнующего, что зовется любовью, что приносит радость и счастье влюбленным.
Пожалуй, образ Юлии-любовницы, её поступки, поведение, разговор покажутся современным читателям старомодными и смешными. Она проливает слишком много слез и слишком часто вздыхает, она дарит слишком много поцелуев и объятий, она полна ненужных жалоб и неуместных сочувствий, она слишком искренна и невероятно правдива. Но не стоит забывать, что в 18 веке подобное проявление чувств не только приветствовалось, но и ценилось многими. Образ Юлии-любовницы постоянно поучает читателей, её мысли и переживания заставляют нас задуматься над нашей собственной жизнью, её колебания и ошибки указывают нам на наши собственные просчеты.
Многие замечают, что Юлия слишком много знает для молодой девушки того времени - она запросто ссылается на античных классиков, выражает умные мысли и прекрасно рассуждает. Юлия не просто чувствительная девушка, но девушка одаренная, у нее разум не противоречит чувству. У неё все слитно, все тесно взаимосвязано одно с другим, образуя один цельный образ – образ Женщины, умной и красивой, которая прекрасна не только телом, но и душой.
Необыкновенно трогательно письмо Юлии-любовницы, где она со страстью объясняет план её свидания с Сен-Пре и совершенно серьезно пишет о смертельной опасности, которая им грозит во время этой встречи. Возможно, она несколько преувеличивает, но, зная своего отца, она не может поручиться за то, что он не возьмет в руки орудия, чтобы защитить честь и невинность своей дочери. И тут звучат слова Юлии, исполненные отчаяния и мужества: “Помни еще и о том, что тебе не придется проявлять храбрость, забудь о ней и думать. Решительно запрещаю тебе брать для самозащиты оружие, даже шпагу, — она тебе ничуть не нужна, ибо вот что я придумала: если нас застанут, я брошусь в твои объятия, крепко обовью тебя руками и приму смертельный удар, чтобы уже не расставаться с тобою навеки. И, умирая, я буду счастлива, как никогда в жизни”. (Письмо LIII).
Безусловно, это одно из самых волнующих писем романа. Сегодня этот стиль может показаться слишком неестественным, но в ту эпоху, когда жил Руссо, это было вполне реальное проявление чувств. И тогдашние читатели и читательницы верили автору, понимали его и героиню романа "Юлия, или Новая Элоиза". Нельзя не признать, что сегодняшний читатель живет в другую эпоху, и ему трудно представить такой волнующий поток переживаний. Оставляя Сен-Пре безоружным, Юлия-любовница обещает ему самую большую защиту: она обнимет его и спасет от удара. Если говорить о сентиментальности романа, то здесь она мужественна и величественна. Ни один мужчина не отказался бы от такой защиты, потому что даже лед растает при виде прекрасного, а мужское сердце все же способно чувствовать, хоть немного, хоть иногда, ту силу женской смелости, которая сокрушает на своем пути все преграды, которая не останавливается ни перед чем, защищая то, что принадлежит ей, то, что она считает своим.
Образ Юлии-любовницы не вымышленный образ, Руссо создал свою героиню на примере исторической личности 12 века – Элоизы, 17 летней племянницы каноника Фульбера. Девушку соблазнил её учитель богослов Пьер Абеляр, но дядя Элоизы так изувечил деспотичного учителя, что тот не мог быть уже ни супругом, ни любовником Элоизы. Но Абеляр заточил свою возлюбленную в свой женский монастырь, и девушке пришлось терпеть этого "жалкого человечишку", этого эгоиста и фанатика на протяжении многих лет жизни.
Зато образ Элоизы необычен, трогателен и обаятелен. Эта девушка обрекла себя на страдания и монашество лишь из преданности этому ничтожному человеку. Она пошла в монастырь не ради господа, признавалась Элоиза в письмах к Абеляру, а ради него самого, ибо она больше любит его, Абеляра, чем Бога. Но её страстная натура жаждет любви, счастья, материнства, Элоиза выполняет свои обязанности против воли, разрываясь между истинными чувствами и долгом. Она не могла скрывать свои страдания, смятения души, колебания между безумным земным счастьем и покорностью аббатисы. Многое в ней напоминает образ Юлии.
Однако, несмотря на сопоставление Юлии с Элоизой, Юлия-любовница не имеет с ней ничего общего, она существо совсем другого характера, поведения и силы чувств. Юлия, несмотря на свой позор, невинна, и она лишена "опыта страстей". Любовь ворвалась в ее жизнь так внезапно, что её можно было сравнить со стихией, и именно эта стихийность сделала Юлию и Сен-Пре идеальными любовниками. Они оба стыдливы до чрезмерности, и также целомудренны в своих естественных желаниях. Сен-Пре не насилием обесчестил Юлию, а любовью, он не мыслил себя без Юлии, как и Юлия себя без Сен-Пре. Они были единым целым, единым миром друг для друга. Они жили и дышали друг другом, казалось, если их любовь исчезнет, исчезнут и они сами. Однажды Сен-Пре выразил это в словах, обращенных к Юлии: "Люблю ли я тебя еще? Что за сомнения! Разве я перестал существовать?" (Письмо XXXI).
Их любовь настолько сильна, что разрывает все оковы, преодолевает все препятствия, стоящие на пути к браку. Юлия и Сен-Пре настолько близки друг другу, что брак становится единственным средством сохранить это единство. Для них слово брак – символ невинности и святости, чистоты и красоты, любви и страсти, ласки и нежности. Даже после того, как их отношения утратили невинный характер, Юлия остается для Сен-Пре небесным ангелом, чистым и прекрасным, как слеза, преданной подругой и любовницей с безупречной душой и сердцем.
Нравственные понятия Юлии-любовницы настолько высоки, что ей приходиться пройти через все муки ада, прежде чем решиться на позорный поступок (по крайней мере, согласно её моральным устоям), – отдаться любимому человеку. И эти нравственные устои не могло поколебать ничто, кроме любви. Еще в детстве у Юлии была милая старая гувернантка Шельо, которая много рассказывала Юлии о непристойных похождениях в своей молодости. Но ни один рассказ не ослабил в Юлии верность добродетели. В определенной мере беседы с гувернанткой были даже полезны для такой девушки, как Юлия, так как они познакомили с изнанкой светской жизни. Но как бы ни была рассудительна Юлия-любовница, она создана для сильной и всепоглощающей любви, и её благоразумие не может укротить её страсти и её чувство, её желания и мечты, её чувствительности и восприимчивости.
Юлия начинает сознавать, что она уже не властна над своей добродетелью, даже не смотря на строгую мораль, в духе которой она воспитана. Она влюблена, и это было бы прекрасно, если бы не одно но, - её возлюбленный мещанин, а предрассудки тогдашнего общества не позволяют ей выйти замуж за бедняка. Глубокое чувство сталкивается с непроходимыми преградами, и Юлия-любовница растерялась, впервые после знакомства с Сен-Пре. Подозрительность и поведение её отца еще более усугубляют создавшееся положение, которое Юлия не желает принять, продолжая любить Сен-Пре глубокой, всепоглощающей любовью.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--