Курсовая работа: Образ ребенка в рассказах Р.П. Погодина
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Образ ребенка в детской литературе
1.1 Мир детства в произведениях для детей
1.2 Особенности изображения героев произведений детской литературы
Выводы по главе I
Глава II. Р.П. Погодин – писатель о детях и для детей
2.1 Жизнь и творческий путь писателя
2.2 Дети – главные герои произведений Р.П. Погодина
Выводы по главе II
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Детская литература всех времен устремлена в будущее. Все самое интересное в мировой литературе подхватывалось и множилось детской фантазией, эмоциональностью и верой. Первыми, кто открывает детям гармонию между прошлым и будущим, заставляя поверить в бесконечность созидательных возможностей человека, оказываются лучшие сказочники: Ганс-Христиан Андерсен, братья Гримм, Джонатан Свифт, Жюль Верн и другие. Но именно детям писатели и поэты стали адресовать свои творения лишь к концу XVII века [30, с. 16].
Интерес у множества поколений детей вызывали и вызывают "Легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола", "Легенда о Робин Гуде". Вершиной литературы для детей (равно как и для взрослых) явилось творчество Ганса-Христиана Андерсена, чьи сказки – бесценное достояние всего человечества. Любимыми героями малышей стали озорные персонажи "Сказок дядюшки Римуса" – плод фантазии американского писателя Джоэля Харриса (1848-1908). Петр Ершов прославился как автор одного, но весьма замечательного и оригинального сочинения для детей – сказки "Конек-горбунок", основанной на сочетании элементов народных сказок.
Всего лишь одну сказку – "Ашик-Кериб" (1837) посвятил детям Михаил Лермонтов – своеобразную притчу, где одним из главных героев оказывается святой для мусульман Хадрилиаз, он же Святой Георгий для православных христиан. Детство нескольких поколений невозможно представить без творчества Самуила Маршака, без его поэм, стихов, песен, лимериков, загадок и считалок, мудрых и озорных пьес, великолепных переводов английских и шотландских баллад, эпиграмм и сонетов [12, с. 85]. Не остается в стороне и современный детский писатель Радий Погодин. Это писатель лирического дарования. Его Дубравка из одноименного рассказа (1962), девочка-подросток в предчувствии первой любви нетерпима к малейшей фальши, а Верка-певунья из повести "Ожидание" (1964) живет, будто с содранной кожей. Его перу принадлежат "Мороз" (1954), "Муравьиное масло" (1958), "Рассказы о веселых людях и хорошей погоде" (1961), "Кирпичные острова" (1965), "Осенние перелеты" (1972), "Лазоревый петух моего детства" (1986) и другие [29, с. 72].
Изучение произведений Радия Погодина о детях – одна из актуальных и интересных проблем в русской литературе. Этим определяется актуальность курсовой работы. Актуальность исследования связана с необходимостью изучения творчества Погодина с целью выявления особенностей изображения мира детства, описанного в его рассказах.
Цель данной работы – выявление и описание образа ребенка, его функций в произведениях Р.П. Погодина. В курсовой работе рассматриваются основные образы персонажей, их значение и роль в прозе писателя, анализируются несколько его произведений.
Задачи исследования:
1. дать понятие об особенностях детской литературы;
2. дать краткую характеристику творческого пути Р.П. Погодина, выявить особенности его прозы;
3. выявить контексты из произведений писателя, в которых содержится характеристика детей;
4. установить роль образа ребенка в прозе Р.П. Погодина;
Объектом исследования является образ ребенка в произведениях Р.П. Погодина.
Предмет исследования: особенности изображения детей в произведениях писателя. Теоретической основой работы послужили статьи различных авторов, посвященные творчеству Р.П. Погодина, рассказы самого писателя. Теоретическое значение и практическая значимость работы заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в школе на уроках русской литературы при изучении творчества Р.П. Погодина и при анализе его произведений.
ГЛАВА I. ОБРАЗ РЕБЕНКА В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Мир детства в произведениях для детей
Конец XIX и XX века ознаменовались бурным расцветом массовой детской литературы, причем ведущей темой литературных произведений для детей стало детство. Проблема детства уже на протяжении долгого времени занимает исследователей – и в таких уже традиционных для этой проблемы областях, как педагогика и психология, и в других науках, в том числе и в социологии. Положение детей в обществе, их социальный статус, их ценность для личности, семьи и общества в целом, соционормативные представления о возрастных свойствах, взаимоотношения детей со взрослыми, проблемы социализации детей – все это так или иначе становится предметом дискуссий, споров и изучения. Практически все современные исследователи соглашаются с тем, что те или иные изменения статуса детства, ценности детей в обществе происходят [31, с. 42].
Современная русская детская литература выросла не на пустом месте.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--