Курсовая работа: Основные формы и методы руководства чтением
Курсы повышения квалификации
Библиотечных работников культуры
Библиотекаря юношеского абонемента ЦГБ
Беженар Натальи Александровны
г. Тирасполь
2004 г.
План
I. Роль библиотеки в формировании культуры чтения
II. Основные методы и формы руководства чтением
2.1 Метод индивидуального руководства чтением и его форм
2.2 Метод массового руководства чтением и его формы
2.3 Работа с активом читателей
2.4 Библиотека и семья
III. Из опыта работы юношеского абонемента ЦГБ г.Тирасполь
Литература
I . Роль библиотеки в формировании культуры чтения
Библиотека… древнее и вечно живое обиталище человеческого разума. Неподвижные ряды книжных полок заключают в себе бесчисленные грани живого мира: непримиримую борьбу идей, пытливый научный поиск, наслаждение прекрасным, получение знаний, развлечений и т.д.- до бесконечности.
Все жизнь вселенной сосредоточена в этом магическом кристалле, именуемом библиотека.
Страстный искатель истины и справедливости, А.И. Герцен, размышляя о библиотеке и книге - источники знаний, сказал: « Вся жизнью человечества оседала в книге: племена, моде государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в ней записано та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автография, которая называется всемирная историей».
Вооружая нас знанием, опытом жизни и борьбы, развела наш город до кругозора человечества, книга становиться орудием труда. А усваивая опыт прошлого, созидая настоящее, мы закладываем стартовую площадку для бедующего. И книги – веков соединительная ткань – дают возможность преобразовать мир и себя в этом мире.
Сегодняшний день ошеломляет нас лавиной информации. Как же освоить и усвоить эту информацию? Что надо сделать, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, обогатить его знаниями всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека?
Библиотека должна стать центром руководства чтением читателей, особенно в юношеском возрасте. Как помочь читателю – подростку найти ответ на возникший у него вопрос, опираясь на книгу? От библиотекаря требуется умение, используя разнообразные формы и методы общения с читателями, руководить процессом чтения, стремясь вызвать интерес у современного подростка к классике, с тем чтобы пробудить в нем процесс самосознания, подтолкнуть его к выбору духовной модели поведения.
В практике работы библиотек используется методы индивидуального и массового руководства чтения и их формы.
II . Основные методы и формы руководства чтением
2.1 Метод индивидуального руководства чтением и его формы
В основе этого метода – учет индивидуальных особенностей читателя его интересов, увлечений, способностей. Непосредственное общение с читателем помогает библиотекарям применять наиболее целесообразные для каждой конкретной ситуации формы воздействия на чтение подростков.
В повседневной работе на абонемент и в читальном зале широко распространены рекомендательные беседы, беседы о прочитанном; индивидуальные консультации у выставок, у книжных полок открытого доступа, у каталогов и картотек.
Наиболее распространенная форма индивидуального руководства чтением в библиотеке – беседа.
Во время рекомендательной беседы библиотекарь не только помогает выбрать конкретную книгу, но и вызывает у читателя интерес к ней создавая соответствующую установку для ее восприятия.
Характер рекомендательной беседы зависит от запросов читателя , его возраста, уровня развития.
Часто библиотекарю приходиться сначала выяснить, о чем хотел бы подросток прочитать.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--