Курсовая работа: Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации в XXI веке

.

Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации в XXI веке

Введение

«Не воевать, а торговать» - вот главный тезис в современной международной политике

Россия – обширная евразийская держава, имеющая самое большое из стран мира число сухопутных соседей – 14 стран. Среди её морских соседей такие державы, как США и Япония. На Чёрном море Россия соседствует с Турцией, а на Каспийском море – с Ираном. Наша страна занимает громадное пространство, расположенное между крупнейшими мировыми экономическими зонами – Европейским Союзом, Северной Америкой и Северо-Восточной Азией. На юге и западе России располагаются страны, ранее входившие в СССР. В результате распада СССР Россия стала более северной страной, отделённой от Центральной и Западной Европы новыми государствами. Начался новый этап либерализации внешней торговли уже в новой стране и в рамках радикальной рыночной реформы. В конце 1991 года по этому поводу был принят пакет указов Президента и постановлений Правительства РФ («О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», «О формировании республиканского валютного резерва РСФСР», «О введении экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые с территории РФ» и др.). Право на ведение внешнеэкономической деятельности, включая посредническую, получили все зарегистрированные в РФ юридические лица. Кардинальные изменения геополитического и геоэкономического положения России после распада СССР существенно повысило роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Внешнеэкономическими стали для России хозяйственные и торговые связи не только с дальним, но и с ближним зарубежьем. В результате зависимость России от внешних рынков более чем удвоилась. Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.

Сейчас по уровню экономического развития Российская Федерация занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. И на данном этапе для неё характерно интенсивное сотрудничество с иностранными государствами. Россия сохраняет своё место ведущего экономического и политического компонента на постсоветском пространстве; она, будучи частью Европы, многие столетия оказывала существенное влияние на общеевропейский процесс развития и сегодня, не вписываясь по своим масштабам в нормальное членство в составе ЕС, активно сотрудничает и с ним, и с его членами на взаимосогласованных основах; она, как один из крупнейших по территории и природным ресурсам партнёр в Азиатско-Тихоокеанском регионе активно проявляет заинтересованность в участии в существующих и нарождающихся интеграционных объединениях различных форматов в этой части мира. Рассмотрим более подробно внешнеэкономическую деятельность России в XXI веке, её отношения с наиболее важными торговыми партнёрами, странами – лидерами мирового рынка.

1. Диалог России и Европейского Союза: Через тернии к …

1.1 Внешнеполитическое сотрудничество

Европейское направление занимает важное место во внешнеполитическом курсе современной России. Ведущие европейские аналитики подчёркивают, что западноевропейская ориентация при Владимире Путине рассчитана надолго не только потому, что ей не существует никакой реальной альтернативы, но и, прежде всего она вытекает из убеждения, что Россия лишь путём партнёрства с Европой сможет провести свою внутреннюю модернизацию и добиться желанного восстановления своего величия. Действительно, если оценивать внешнеполитическую концепцию России 1993 и 2000 годов, то нельзя не заметить, что в 1993 году Европа занимала 5-ое место в приоритетах внешней политики, а в 2000 г. переместилась на почётное второе место, сразу после СНГ. С тех пор эта позиция удерживается во всех ежегодных посланиях президента Путина Федеральному Собранию. Однако, оценивая результаты диалога России и ЕС последних лет, экс-премьер-министр Швеции Карл Бильдт справедливо отмечает, что, несмотря на взаимный интерес ко многим региональным и глобальным проблемам, «приходиться признать, что до сих пор этот диалог был удивительно бесплодным». К сожалению, честолюбивая риторика и высокие цели подменяют собой фактические формы сотрудничества. Парадокс состоит в том, что уже создано и создаётся немало структур для поддержания такого диалога, но при этом двусторонние контакты Москвы с отдельными европейскими столицами (особенно с Берлином и Парижем) неизменно оказываются более действенными. Одна из главных причин состоит в том, что Европейский союз всё ещё не говорит в один голос даже по наиболее крупным международным проблемам. Вторая важная причина видится в том, что назрела необходимость повысить уровень политического диалога между Россией и ЕС и сделать его более продуктивным в практическом плане. Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве с ЕС было подписано на греческом острове Корфу в 1994 году, и спустя пять лет было подкреплено «Современной стратегией ЕС по отношению к России» и «Стратегией развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу (2000 – 2010 годы)».

И российские, и европейские аналитики, комментируя последние документы, справедливо обращают внимание на разность заявленных целей. В европейской стратегии приоритетные задачи обозначены в самом общем и широком плане – построение в России стабильной, открытой и плюралистической демократии, основанной на принципах правового государства и опирающейся на процветающую рыночную экономику; вовлечение России в общеевропейское экономическое пространство, включая подготовку ко вступлению в ВТО; защита окружающей среды и борьба с организованной преступностью. Российская стратегия ставит приоритетные цели в более практической области: создание надёжной системы коллективной безопасности, повышение формата и результативности политического диалога, акцент на развитие торговли и инвестиций, инфраструктуры и правовой базы сотрудничества. Отдельно оговариваются интересы России при расширении ЕС, вопросы трансграничного сотрудничества. К сожалению российское предложение – составить совместный план действий на основе двух стратегий – не получило должной поддержки со стороны ЕС, сложилась своеобразная ситуация «асимметричного партнёрства». В мае 2004 состоялось последнее расширение ЕС за счёт вступления Польши и стран Балтии. Таким образом, общая граница России и ЕС достигла 2000 километров, что делает добрососедское сотрудничество весьма актуальным. Между тем в 2004 заканчивался срок действия «Совместной стратегии ЕС по отношению к России», а в 2007 году – заканчивается срок действия Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве, и сегодня пора подумать над тем, как сделать более действенными и эффективными важные для обеих сторон российско-европейские отношения. Многие российские эксперты оценивают действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве и другие официальные документы, развивающие партнёрство, как результат переоценки возможностей российско-европейского сближения, поскольку с обеих сторон имели место завышенные ожидания, которые затем сменились очевидным разочарованием. С европейской стороны оценки аналогичные: нельзя не согласиться с известным немецким политологом, руководителем исследовательской группы Германского института международной политики и безопасности Х. Тиммерманном в том, что пора отойти от деструктивной критики друг друга и перевести обсуждение в конструктивное русло, разрабатывая конкретные рабочие программы по отдельным проблемам, рассчитанные на краткосрочный период. И для этого необходимо обозначить не только точки пересечения взаимных интересов, но также проблемы и противоречия, которые накопились в последние годы.

1.2 Экономическое сотрудничество

Позитивные результаты российско-европейского сближения наиболее очевидны в экономической сфере, где в последние годы упрочились многосторонние экономические связи. ЕС представляет для России одного из более значимых экономических партнёров: 52% прямых инвестиций в Россию идут именно из ЕС (из США – 14%), почти 50% российской внешней торговли приходится на ЕС (на США – 8%, на Японию – 3%). Вместе с тем в экономической области возможности сотрудничества России – ЕС далеко не исчерпаны, и это касается как развития отношений в сфере торговли, так и партнёрства в области энергетики. Решение British Petroleum объединиться с группой «Альфа» и инвестировать 7,1 млрд. долл. в российский нефтяной гигант ТНК представляет собой качественно новый шаг в осуществлении прямых инвестиций в Россию. Известно также, что с 2000 года Германия достаточно тесно связана с российским энергетическим сектором и немецкий капитал участвует сегодня в «Газпроме». По запасам природного газа Россия занимает первое место в мире, и европейские эксперты подчёркивают, что доля природного газа в энергобалансе Европы будет постепенно увеличиваться. Последние четверть века Европа быстро смещается от потребления традиционных видов топлива, прежде всего угля и нефти, к газу и отчасти атомной энергии. Если в мире потребление газа за последнее 10-летие выросло на 20%, то в Европе – почти на 40%. Правда, европейские страны прилагают усилия по развитию собственных возобновимых ресурсов (энергия ветра, биомасса, солнечная энергия). Однако в обозримой перспективе использование возобновимых энергоносителей не решит энергетических проблем. Решение основных проблем своего энергетического сектора – повышение конкурентоспособности продукции ЕС и минимизация негативного влияния на окружающую среду – Европа видит в увеличении доли газа в энергобалансе. Это подразумевает переход на импортный ресурс: к 2020 году от 60% до 70% газоснабжения Европы будет обеспечиваться за счёт импорта. И один из его главных источников – импорт из России и СНГ. Уже сейчас ЕС получает из России примерно половину всего импортируемого газа. Но до сих пор существуют разногласия, возникающие по вопросу о внутренних ценах на энергоносители. Даже европейские эксперты откровенно пишут о том, что не обеспечено честных условий конкуренции для русских инвесторов и поставщиков энергоносителей в Европу и поэтому они «нередко встречают противодействие лоббистских группировок, едва лишь речь заходит о том, чтобы предложить равные условия при приватизации (пример: предприятия по переработки нефти), или же об экспорте недорогой энергии (пример: электроэнергия)». Аналогичные явления происходят в вопросах вовлечения высокоразвитых секторов российской экономики в единый европейский сектор военной промышленности. Можно напомнить, что некоторые выгодные совместные проекты были провалены из-за сопротивления европейских лоббистских группировок, например производство военно-транспортного самолёта АН-70. Значительные возможности расширения сотрудничества между Россией и ЕС заложены в сфере науки, технологии, безопасности и культуры. Многие европейские аналитики указывают на потенциал космического сектора, где амбициозные европейские проекты создания глобальной системы навигации и развёртывания «Галилей» должны открыть новые перспективы для совместной работы. Планы использования европейского космодрома Куру во Французской Гвиане для запуска космических кораблей «Союз» – важная составляющая этих условий. В политической повестке дня вопросы, связанные с Ближним Востоком, Афганистаном и Ираком, занимают первое место для России и ЕС. В качестве постоянного члена Совета Безопасности Россия обладает в нём правом «вето» и без согласия России не может быть представлен ни один мандат ООН на обеспечения мира и проведение действий по устранению кризисных ситуаций.

Мнения российских аналитиков по поводу последствий расширения ЕС для России разделились. Одни с тревогой предупреждают о неблагоприятных последствиях этого процесса. Речь идет, прежде всего, об отмене безвизового режима въезда россиян во вновь вступившие страны, переориентация торговли этих стран на внутренний рынок Сообщества с российских рынков, перехожее на технические стандарты и сертификаты ЕС вновь вступивших стран, что поставит более жёсткие барьеры на пути ввоза в них российского экспорта. Однако, опасения, которые высказывались по поводу того, что интегрированные Польша и Литва, оказавшись внутри ЕС, могут внести в его политику критические акценты в отношении Москвы, к счастью, не оправдались. Существует также мнение, что исторически сложившиеся тесные культурные и экономические связи России со странами ЦВЕ могут отчасти способствовать оживлению российско-европейского диалога. Помимо этого присоединение к ЕС новых членов будет также способствовать повышению темпов их экономического роста, генерируя дополнительный спрос на российский экспорт. Аналогичные процессы наблюдались в 1995 году после вступления в ЕС Финляндии, Швеции и Австрии, когда вслед за расширением европейской интеграции последовало бурное развитие отношений с Россией. Большой потенциал несёт в себе участие России в «северном измерении» ЕС и в диалоге со странами Балтии, где приоритетными являются проблемы окружающей среды, информационные технологии, ядерная безопасность, энергетика, развитие инфраструктуры. Успешное региональное сотрудничество со странами «северного измерения» и странами Балтии ЕС может стать для России не только путём развития её приграничных областей, но и стимулом для укрепления общих отношения с ЕС.

1.3 Россия в ОЕЭП

Откровенное обсуждение сложных вопросов российско-европейского сотрудничества могло бы стать реально деловой основой не только экономического сотрудничества, но и парламентского диалога России и ЕС, который сегодня используется недостаточно активно для обсуждения противоречий стратегического партнёрства. Это тем более актуально, что европейцы в основу проекта Общего европейского экономического пространства России и ЕС (общая концепция ОЕЭП одобрена на римском саммите 2003 г.) предлагают заложить гармонизацию правового пространства и выработку единого регулирования. Однако «сближение» российского и европейского законодательства не может идти только в направлении приведения российских правовых норм в соответствие со стандартами ЕС, - необходимо совместное обсуждение конкретных противоречивых аспектов европейского законодательства, которое должно сопровождаться изменением некоторых норм и введением новых правил, которые касаются конкретных сфер совместного сотрудничества. Многие российские эксперты с тревогой пишут о том, что создание с ЕС Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) потребует от России в первую очередь признать реальной перспективу утраты части своего суверенитета, что связано с необходимостью принять массив европейского законодательства, в разработке которого Россия не принимает участия. И здесь уместно посмотреть на опыт создания Общего европейского экономического пространства ЕС с Норвегией (которая не является членом ЕС). Норвежские политологи откровенно пишут о том, что норвежские парламентарии утратили интерес к работе в комитетах ОЕЭП, поскольку там от их мнения почти ничего не зависит, и 80% законопроектов принимается вообще без изменений. В тех случаях, когда принятый законопроект противоречит интересам Норвегии, это ведёт к судебному разбирательству ЕС в отношении Осло, и в судебном порядке Норвегию принуждают принять нормы ЕС. В качестве примера можно назвать введение в действие директивы по либерализации рынка природного газа 1998 г. В этой связи не могут не вызвать удивление советы некоторых российских политологов принять именно норвежскую модель как наиболее предпочтительную для России. Необходимо подчеркнуть, что если для европейских государств отказ от некоторых полномочий и части суверенитета в пользу наднациональных органов является основой всей политической конструкции ЕС, то для России принцип неделимости суверенитета является принципиально важным. Именно поэтому Россия должна вырабатывать свою собственную модель взаимоотношений с ЕС, которая достаточно полно защищает её национальные интересы и суверенитет. Представляется особенно важным предположение некоторых российских экономических экспертов договориться о периоде «негативной интеграции», когда обе стороны обязуются признавать законы партнёра. Можно также заранее оговорить, что на отдельные сферы общность экономического пространства распространяться не будет. Такие прецеденты в мировой практике есть: Швейцария добилась автономии её банковского сектора и транспорта, Норвегия – рыболовства и сельского хозяйства. Для России особенно важно защитить её естественные монополии и рыболовство, ведь речь идёт об экономической безопасности нашей страны. Далее необходимо обратить внимание на то, что статья 7 Соглашения об ОЕЭП предусматривает следующее: сближение правовых норм должно проходить не путём унификации способов их достижения, а посредством постановки общих целей. Следовательно, для России на переговорах с европейскими законодателями и правительственными структурами важно активнее предлагать именно варианты постановки общих целей, которые потребуют взаимной увязки правовых процедур и выработки новых правил. Важную роль в процессе экономического сближения могли бы сыграть деловые круги России, которые имеют реальный опыт европейского сотрудничества и знают его «изнутри» как деловые партнёры.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 118
Бесплатно скачать Курсовая работа: Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации в XXI веке