Курсовая работа: Основы использования комбинированных уроков в школе

Актуальность данной темы с практической точки зрения заключается в том, что при широком применении комбинированных уроков в России, методика проведения урока не имеет чёткой структуры и, следовательно, не обеспечивает высокую результативность обучения и воспитания.

Теоретическая актуальность данной работы заключается в том, что в действительности не существует единой методики применения комбинированных уроков в экономике для 11 классов.

Цель курсовой работы – разработка комплекса комбинированных уроков по «экономике» для учащихся 11 класса.

Задачи курсовой работы:

- изучить сущность и структуру комбинированных уроков;

- описать различные методики проведения комбинированных уроков;

- разработать методику проведения комбинированных уроков по экономике для 11 класса;

- разработать комплекс комбинированных уроков по экономике для 11 класса;

- оценить эффективность разработанной методики с помощью исследования.


1.1. Сущность комбинированных уроков и его этапы

Комбинированный урок — тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д. В структуре комбинированного урока выделяют следующие этапы:[1]

· организация учащихся к занятиям;

· повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;

· работа по осмыслению и усвоению нового материала;

· работа по закреплению изложенного материала;

· работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков;

· задавание домашнего задания.

Учитель может придерживаться и иной структуры комбинированного урока.

От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного (смешанного). Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, выглядят так:

Организация работы Повторение изученного (актуализация знаний) Изучение новых знаний, формирование новых умений Закрепление, систематизация, применение Задание на дом
этапы 1 2 3 4

Нетрудно понять, почему такой тип урока назван комбинированным — на нем учитель имеет возможность достижения нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированного урока в массовой практике; по некоторым данным, доля комбинированных уроков занимает 75—80% от общего числа всех проводимых уроков.

Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой Умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности приспособления к конкретным условиям. Для учащихся начальной школы его длительность несколько сокращается с учетом объема произвольного внимания учащихся. Целесообразность 45-минутной длительности урока, интуитивно установленной нашими предшественниками, сегодня подкрепляется психофизиологическими исследованиями. Если уроки становятся короче, то приходится форсировать процесс «втягивания» в работу, соответственно сокращается время продуктивной деятельности. При более длительных уроках нарастает необходимость волевой регуляции произвольного внимания.

Кроме своего важного преимущества — возможности достигать на одном уроке нескольких целей комбинированный урок имеет и недостатки. Они проявляются в том, что практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности. С того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены: значительно возрос объем знаний, изучаемых на уроке, во многих школах переполнены классы, что затрудняет управление познавательными процессами, ухудшилось отношение учащихся к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока снизилась. С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки усвоения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации знаний, умений; контроля и коррекции знаний, умений; применения знаний, умений на практике. Нетрудно заметить, что все названные типы представляют собой «укороченный» комбинированный урок. Структура выделенных типов урока состоит обычно из трех частей: 1) организации работы (1—3 мин), 2) главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35—40 мин), 3) подведения итогов и задания на дом (2—3 мин).

1.2. Методики организации комбинированных уроков учащихся 11 классов по предмету «экономика»

A. Рыжих О.Н. выделяет следующие этапы в своей методике:[2]

- Организационный момент. Его целью является – установление тишины в классе и создать у учащихся рабочий настрой;

- Вступительное слово учителя. Заключается во введении ученика в проблему и его активное участие в беседе с заранее подготовленными специалистами;

- Повторение изученного материала. Выявление основных понятий по теме. Небольшой опрос;

- Подведение итогов урока в форме домашнего задания.

B. Бондаренко Е.В. использует этапы[3] :

- Организационный этап. Мотивация ученика к фиксированию материала в тетради;

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 229
Бесплатно скачать Курсовая работа: Основы использования комбинированных уроков в школе