Курсовая работа: Особенности обучения и воспитания одаренных детей
Выполнила
Спиридонова А.А.
Педагог дополнительного образования
МОУ ДОД ЦРТДЮ
г. Иркутск 2007г.
Оглавление
Введение
1. Определение понятий одаренность и одаренный ребенок
1.1 Детская одаренность: трудности описания
2. ???????????? ??????? ?????????? ? ???????? ????????? ?????2.1 ?????????? ????????2.2 ?????????? ????????2.3 ??????? ? ????????????? ???? ?????? ? ?????????? ??????2.4 ?????????? ???????? ??? ????????? ???????????????Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное – ранее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей. Именно одаренные и талантливые дети – потенциал общества, именно они обеспечат интенсивное развитие постиндустриального общества.
Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. Актуальными проблемами современного образования являются как проблемы выявления одаренных, способных, талантливых детей (на сегодняшний день выявляется 1 из 5 одаренных детей), так и проблемы создания условий их обучения, воспитания и развития. В Национальной образовательной Доктрине, в Законе об образовании, Федеральной программе «Одаренные дети» это направление педагогической деятельности признано одним из приоритетных.
Необходима специальная психолого-педагогическая помощь и поддержка в развитии талантливой личности.
На сегодняшний день складываются наиболее благоприятные социальные условия и некоторые организационные формы, которые позволяют ставить и успешно решать проблему развития одаренных и талантливых детей на основе современных знаний о природе развития одаренности, разработки психологических средств стимулирования и помощи одаренным и талантливым.
По мнению Э. Фромма ., самые прекрасные, как и самые уродливые наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности.
Создание оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка требует специальных педагогических и психологических подходов, квалифицированных специалистов, эффективных методов, технологий обучения и воспитания.
На сегодняшний день в средней школе наработан большой опыт по работе с детьми с интеллектуальным и академическим видом одаренности. Что касается учащихся с отдельными незаурядными признаками отдельных способностей, учащихся со скрытой формой одаренности, творчески одаренных, личностно трудных, то можно констатировать, что школа сегодня в силу ограниченности учебного плана, недостаточного разнообразия учебных программ, которые бы соответствовали вариативности, нестандартности интересов учеников, их широте и глубине не способна создать условия для большого количества одаренных, способных, талантливых учеников.
Особое место занимает система дополнительного образования детей, имеющая в настоящее время много возможностей образовательного процесса для создания организационно-педагогических условий, психолого-педагогической поддержки. В рамках системы дополнительного образования детей сегодня возможно создание не только внутренних моделей поддержки данной категории детей, но и внешних моделей интеграции со школой по проблемам подготовки педагогов, развития разнообразных интересов учащихся, удовлетворения разнообразных социальных запросов учеников и родителей в аспекте индивидуальной траектории развития личности ребенка.
Цель данной работы – охарактеризовать особенности обучения и воспитания одаренных детей в условиях дополнительного образования детей.
Задачи:
1. Выявить основные социально – психологические черты одаренного ребенка.
2. Дать определение понятию «одаренность», «одаренные дети».
3. Отразить проблемы, связанные с детской одаренностью.
4. Выявить практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях дополнительного образования.
Данная работа построена на основе метода анализа документов по теме, нормативных документов, инструктивно-методических писем, анализ документации, анализ отечественного и зарубежного опыта.
1. ??????????? ??????? ???????????, ????????? ???????
Научный смысл работы по выявлению одаренных и талантливых состоит в том, что она позволяет раскрыть на самой представительной выборке природу и психологический механизм творчества, обеспечить возможности использования законов творчества для совершенствования содержания и методов обучения всех детей и учащихся.
Помимо указанных причин повышенного интереса к одаренности и одаренным детям, есть и другие.
Стало ясно, что одаренность - это не только дар, но и испытание для ученика, но также и то, что одаренный ученик - это тоже дар и испытание для учителя т.е. тот краеугольный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень профессионального сознания и личностного становления.
Кто такой одаренный ребенок? Что такое детская одаренность, в общем? На данный момент ни педагогика, ни психология не могут дать однозначного ответа на эти вопросы. Трудности связаны и с выявлением одаренных и с разработкой программ их обучения. Многие проблемы могут быть решены за счет нахождения жестких критериев одаренности. Пока же природа одаренности не открывается и ускользает из рук исследователей. Поэтому цель данной главы – выявить основные социально – психологические черты одаренного ребенка.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--