Курсовая работа: Партии и партийные системы в российской истории
ФормированиеполитическихпартийипартийныхсистемвначалеXXвекавРоссиинемоглонеиметьопределенныхособенностей. Онисвязанысосвоеобразиемееисторическогоразвития, начтообратиливниманиемногиеполитологииисторики. Так, вкачествеспецифическихчертпроцессавозникновенияпартийсегоднявыделяютсянаиболеечастоследующиемоменты: невысокаяполитическаякультурасархаическимиоттенками, предопределившаяиллюзорностьиутопичностьпрограммныхустановокповедения; устойчивойсоциальнойбазы, всилучегоонискорееформировалиськакпроизводноенесоциальныхсвязей, адуховногонастрояобщества, складываясьнабазетогоилииногокомплексаидей; ихособаяоппозиционность, направленнаянетольконасистемувласти, ноинаотношениядругкдругу; ихслабаяспособностьккомпромиссуисклонностькполитическомурадикализму; персонификацияэлит, когдаимиджпартийопределялсяавторитетомузкогокругапопулярныхполитиков, озвучивавшихпрограммныеположениясвоихорганизацийистремившихсякихидеологическомуразмежеванию.
Целенаправленноеизучениепартийныхобразованийпредполагаетобязательныйанализпартийныхсистем, ихструктурирования, характерафункциональнойзаданности. Этотемболеенеобходимо, еслиучесть, чтосполитическойточкизренияпартийныесистемыявляются«вторымважнейшимканаломосуществлениявласти». Однаконасегодня, какотмечаютисследователи, даннаяпроблемаявляетсявполитическойнаукенаименееразработаннойвконцептуальномотношении. Конкретноэтопроявилосьвизлишнемфокусированиивсехпроблемформированияпартийныхсистемнапротивоборстведвухведущихсил (реформаторовиконсерваторов), отождествляемыхсборьбоймеждуполитическимилидерамииразличнымиветвямигосударственнойвласти. ДляРоссиисееспецифическимицикламиразвитиябылохарактернопостоянноеприсовокуплениеквышеназваннымполитическимсиламтретьей—революционной (экстремистской). Темболее, чтозавесьXXвекполитическийпроцесстакиневыработалнетолькомеханизма, ноидостаточнодейственныхсредствсвоевременноговоздействияобществанавластьсцельюподталкиванияеекорганичнымреформамиразрешениювозникавшихсоциальныхпроблем. Идажепроводяреформы«сверху», властьчащевсегодействовалакаксиламаргинальная, неумевшаякорректироватьихходвсоответствииоимпульсами, шедшими«снизу», инеулавливавшаясвоевременнонастроениякритическоймассысоциальныхколлизий.
Самовозникновениепартийбыловызванопопыткойсамоутвержденияполитическихсил, представителикоторыхосознавалинеобходимостьмодернизации, либерализацииипоследующейдемократизацииРоссии. Представителямиреволюционногокрылапоследнееотождествлялосьсеесоциализацией. ОтличительнойособенностьюроссийскоймногопартийностисталоееформированиевруслепротиворечивыхизмененийвсистемесоциальныхотношенийивгосударственномустройствеРоссии. Вэтомпланероссийскаямногопартийностьначалавеканесоздаваласьцеленаправленно, аскладываласьспонтаннокакрезультатдеятельностиполитическиактивногоэлемента, впервуюочередьизпредставителейинтеллигенции. Ивсе-такисамфактвозникновенияпартийотражалопределенныйдинамизмполитическогопроцессавРоссиивначалевека. Российскиепартииразрабатывалииутверждалисвоипрограммы, определялиикорректировалистратегическиеитактическиеустановки.
Можноспоритьотом, сложиласьилинесложиласьвтехусловияхтрадицияконституционализмаипарламентаризмавРоссииимоглилистатьсамипартиирешающимфакторомеедемократизации, но, видимо, врядлиправомерноотрицатьналичиетакихпопытокубольшинстваизних, как, впрочем, истремлениякблокированиюпоотдельнымвопросамполитическойтактики.
ВэтойсвязивстаетвопрособопределениисуществовавшеговРоссиитипапартийнойсистемы. Внастоящеевремяисследователивыделяютнесколькотипов, впервуюочередьотличавшихсядруготдругаколичествомвтянутыхворбитуфункционированияпартий, например, однопартийнаясистема, системаспартией-гегемономилипреобладающейпартией, двухпартийная, системаограниченногоплюрализма, системаполяризованногоплюрализма, атомизированнаяпартийнаясистема. Последниедверассматриваютсявкачествепартийныхсистемпереходногохарактера.
Типизироватьвозникшуювгодыпервойрусскойреволюциисистемупартийможнолишьсизвестнойдолейусловности. Ведьречьидетоеестановлениивусловияхавторитарногорежима, когданекотороеосознаниенедопустимостипереходаотполитическойконфронтациикрешениюпроблемнасильственнымпутемощущалосьнетольковлиберальныхирадикальных, ноивправительственныхкругах. Однакосамодержавнаявластьоказываласьневсостояниинетолькоконтролировать, ноивовремяосознаватьпроисходившиепроцессы. Режимнепланировалрасстатьсяснеограниченнойвластью, хотяивынужденбыллегализоватьобразовавшиесяпартииипойтинасущественныеизменениявгосударственномстрое, допустивсозданиеновогопредставительногозаконодательногооргана—Государственнуюдуму.
Впервыевисториистраны, официальнопризнавфактсуществованияпартий, царскийМанифест 17 октября 1905 г. заложилна 12 летметодологиюдействийвластипоотношениюкним. Сутьэтойметодологии, возведеннойпоследующимидействиямицаризмаврангполитики, можноопределитьследующимобразом: всякаяоппозиция—вцеломнежелательное, акогдаэтовозможно, инедопустимоеявление, но, есливозникаетнеобходимостьсчитатьсяснею, предпочтительнеенавязыватьейправилаигры«сверху», меняяихвзависимостиотсоотношениясилвполитическойпалитре.
СозывомпервойГосударственнойдумыоткрыласьперваястраницаисториироссийскогопарламентаризма, котораяпришласьнапериодреволюционноговозбуждениямасс. Думой«надежд»называлисовременникипервоевстранеподобиепарламента. Естественно, каждаяполитическаясиласвязываласнейсвоипрогнозы, которые, какпоказалопыт, быливесьмаразличны: однипартиисмотрелинаДумукакнатрибунудлязаявленияосвоихполитическихлозунгах, другие—какорудиереализациисвоихпрограммныхзадач; беспартийныедепутаты—большинствоизкоторыхпредставлялоинтересыкрестьянства—пыталисьчерезДумурешитьаграрныйвопрос. Всознаниизначительнойчастинаселенияприсутствовалавераввозможность«мирацарясДумой».
Вструктурепроисходившихполитическихподвижекнаходилосьместопочтивсем: самобытникаминационалистам, западникамиславянофилам, либераламиконсерваторам, революционнымилиберальнымнародникам, эсерам, анархистам, социал-демократам, тем, кторегламентировалсвоюдеятельностькакпартийноесамообразованиеитем, комуещепредстоялоподойтикосознаниюсвоейсамодостаточности. Однакодействительныемеханизмывзаимодействиявластисполитическимипартияминебылисозданы, болеетого, правительствопыталосьнезамечатьвыступленияихактивныхлидероввДуме, партийнаяпротосистемаискусственноотдаляласьотнастоящейполитикиибылапредельноатомизирована. Атомизированныйхарактерпартийнойсистемыособеннопроявлялся, соднойстороны, вееизолированностиотвластныхотношенийисоциально-экономическихпроцессов, сдругой—вслабойзависимостипартийдруготдруга; т.е. партийнаясистеманаходиласьпосуществувнефункционирующемсостоянииивсилунедостаточнойустойчивости, малоизвестностиполитическойрепутацииубольшинствапартий, иособенновсвязисоспецифическимиусловиямифункционированияврамкахавторитарногорежима. Партиипосуществунеигрализаметнойроливформированииполитическойэлитыобществаиегополитическихинститутов. ИхотявпервойГосударственнойдумеиз 478 депутатов 182 человекабылипредставителиоднойпартии—кадетов, апредседателемеебылизбранкадетС. А. Муромцев, нодажесостольвнушительнойфракциейправительствонесчиталось, игнорируяихтребованияамнистииполитическимзаключенным, «ответственногоминистерства», ликвидации«земельногоголода»крестьян, аспустя 72 дняивовсепрекративработупервогопредставительногооргана.
Дальнейшаякорректировкаусловийфункционированияроссийскихпартийистепениихвключенностивполитическийпроцессопять-такиосуществляласьвластьпредержащими, определявшимивектордвиженияполитическойсистемывтомусеченномпространстве, котороеейбылоотведено. Нонесчитатьсясновымиполитическимиреалиямиправительствоуженемогло.
ОпытпервыхдвухДумпоказалсамодержавиюусловияработоспособности«общероссийскогопредставительства»—этоуспокоениестраныиустойчивоеправительственноебольшинство. ДанноеусловиеработоспособностиДумыобеспечивалсоответствующийизбирательныйзакон, обнародованный 3 июня 1907 г. ипредусматривавшийсословныевыборы. Естественно, вIIIДумепреобладалитепартии, которыетвердовсталинапутьсотрудничествасправительством. Руководящееположениезанялиоктябристы, которымудалосьпровестивIIIДуму 154 депутата, т. е. на 112 больше, чемвпредыдущую. Этапартия, представлявшаяправоекрылолибералов, обладаяреальнойэкономическойсилой, быланесклоннаоставлятьвнеприкосновенностисамодержавие. Октябристытребовали«делового»контролянадхозяйственнойполитикойифинансами.
Кадеты—левоекрылолибералов—поплатилисьзасвоюизлишнююоппозиционностьвреволюционныегодыпотерейзначительногочисладепутатскихмандатов. ЕсливIДумеониимели 182 места, воII— 98, вIII—только 54 места. Авместеспримыкавшимикнимфракциямипрогрессистовинациональныхлибераловимели 108 членов. Резкосократилосьпредставительствотрудовиков (со 104 воIIДумедо 14 —вIII) исоциал-демократов (с 65 до 19).
НапервыхжезаседанияхДумысложилосьбольшинствоправыхиоктябристов, составлявших 2/3 отвсейДумы (300 членов), хотямеждунимиисуществовалипротиворечия. Октябристынастаивалинарасширенииправземскогоигородского«самоуправления»ипризывали«конституцию» 17 октября, правыепоэтимвопросамзанималипротивоположнуюпозицию. Этовынуждалооктябристовврядевопросовискатьсоюзниковвлицекадетов. Таксложилосьвторое, октябристско-кадетскоебольшинство, составлявшеенемногимменее 3/5 составаДумы (262 человека). Существованиедвухблоков—правооктябристскогоиоктябристско-кадетского—позволялоправительствуиегоновомупремьеруП. А. Столыпинупроводитьполитикулавирования (онсамэтопонималиназвалпроведением«равнодействующейлинии»).
Важнаяроль, которуюигралавобщественно-политическойжизнитретьеиюньскойРоссиистабильнофункционировавшаяГосударственнаядума, способствовалаукреплениюпартийнойсистемы. Веенедрахзародилисьновыепартии: националистовипрогрессистов, достаточноактивнодействовалиосновныепартийныефракции. Какследствие, произошлакристаллизацияиливыделениесобственныхвнутреннихпартийныхэлит; усилиласьвозможностьмежпартийноговзаимодействиявновыхусловиях, когдаосновнымстимуломпартийно-политическихперегруппировоксталанетеоретическипонимаемаяобщностьпрограммныхустановок, апрагматизмиполитическийрасчет (аграрная, военная, судебная, органовместногосамоуправленияидругиереформы). Именноотсюда—ивозникновениедостаточнокрупныхполитическихблоков. Такимобразом, можносчитать, чтовэтигодыпартийнаясистемаРоссиисоструктурироваласьнастолько, что, преодолевсостояниеатомизированности, началаприобретатьпризнакиполяризованногоплюрализма, связанногопреждевсегосопределеннойстепеньюеестабильности. Вместестем, иэтоявляетсяотличительнойособенностьютакойсистемы, происходилососуществованиедвух, формальновзаимоисключающих («правой»и«левой») оппозицийправящемурежиму, готовыхнаантисистемныедействия, т. е. отличавшихсясвоеобразнымтипомполитическогоповедения, выражавшимсявпризывахкдействиям, направленнымнаподрывилинасильственноесвержениесуществующегостроя. Одновременноимеламестопредельнаяполяризациямненииипреобладаниецентробежныхтенденцийнадцентростремительнымии, какследствие, предельноограниченныевозможностидляполитическогоманеврирования. НеслучайноП. А. Столыпинутакинеудалосьдовестиреформыдоконца, постояннонаталкиваясьнасопротивлениеисправа, ислева, аIIIГосударственнаядуматакинесмогластатьинструментомреформированиястраны. СуходомсполитическойсценыСтолыпинаавторитарныйрежимокончательновступилвполосустагнации, азатемисобственногосаморазрушениявфеврале 1917 г.
ПереходРоссииотавторитарногорежимакдемократииоказалсявесьмаболезненным. Россиянакороткоевремясталасамойсвободнойстранойвмире. Последнеепризнавалилидербольшевиков—Ленин. Послефевральскойреволюцииначалсяпроцессперерастанияполяризованнойпартийнойсистемывмногопартийнуюсистемусограниченнымплюрализмом. Процессэтотвырабатывалсянетольковсокращениичислареальнодействовавшихпартий, ноиглавнымобразом—хотябывовременномусиленииролицентризмавполитическойжизнистранывцеломивовнутреннейжизниведущихпартийпутемсдвигаидейныхпозицийкцентруполитическогоспектраиполномуустранениюизнегокрайнеправыхсил. Проявлениемэтогопроцессасталатакжепопыткасозданияобщегопространства«гражданскогосогласия»черезформированиеправительственныхкоалицийиотработкубазисныхпринциповобщественногоустройства. Попытаемсявосстановитьреальнуюкартинупроисходившихтогдасобытий.
Каксчитаютмногиеисторики, февральскойреволюциивнашейисториинеповезлоизначально. И, можетбыть, однойизпричинэтого«невезения»явиласьеенеожиданность: практическивсегозанесколькоднейрухнуласуществовавшаявекамимонархия. Различныеподходыпредлагалисьипредлагаютсядляобъясненияданногофеномена. Сегодня, безоговорочноотказавшисьотконцепции«организующейролипартии», историкипытаютсяразобратьсявовсеймногомерностипроисходящихтогдасобытий.
Вначале 1917 г. встранесложиласьобщенациональнаяоппозицияправительству, аналогичнаятой, котораяимеламестов 1905 г.
Однакобылииособенности. Формированиеантиправительственнойоппозициинарубеже 1916—1917 гг. проходиловрусленеуклонноразвивающегосяантидинастическогодвижения, охватившего«верхние», «думские»слоиобщества. ПравымкадетомВ. А. Маклаковымбылопущеновобороткрылатоесловоорасплатепослевойныс«шофером», т. е. сВерховнойвластьюимператора, анетолькоссуществовавшимкабинетомминистров. ОфактеугрожающегопаденияпрестижаВерховнойвласти, оросте«острогоиглубокогораздраженияпротивОсобыГосударяИмператора»вобразованныхкругахсообщалосьвспециальнопроведенномдепартаментомполициианализеполитическойситуацииещезанесколькомесяцевдофевральскихсобытий. Вноябре—декабре 1916 г. стребованием«министерствадоверия»и«ответственногоминистерства»выступалинетольколибералы, впервуюочередь—кадеты, нодажетакиепромонархическиесилы, какГосударственныйсовет, дворянскийсъездит. д. «Правительствосамозавелосебявтупик, имыбьемтеперьнаверняка», —заявилкадетШингаревнаодномизпоследнихсовещанийвДуме.
Российскиелибералы, мобилизуя, пословамП. Н. Милюкова, «русскуюобщественность»исвоисобственныесилыврамкахПрогрессивногоблокаIVГосударственнойдумы, общеземскогоигородскогосоюзовидажепутемсозываВсероссийскогорабочегосъезда, визвестномсмыслеготовилиськ«бескровной»политическойреволюции, приурочиваяеекмоментуокончаниявойны, покажестремясьослабитьвспышки«острогораздражения»идействия«крайнелевых».
Следовательно, определеннаяпрограммадействийулибералов, составлявшихядрополитическойоппозицииверховнойвласти, была, икакие-топопыткиеереализацииихлидерыпредпринимали. Носущественнымееизъяномбылонедопониманиеопасностинадвигавшегосясоциальноговзрыва, обусловленноготяготамитретьегогодавойны, авкакой-тостепенииспровоцированногоихантиправительственнымиречамиивыступлениямивДуме, атакжеагитацией«левых». Партийныелидерынетолькопрогляделиначалореволюции, ноипервоначальноотсталиотстихийноразворачивавшегосядвижениямасс.
На 5-йденьсобытий— 27 февраля—поинициативеРабочейгруппыЦентральногоВоенно-ПромышленногоКомитетавоглавесменьшевикамиК. А. ГвоздевымиБ. О. Богдановым, освобожденнымииз«Крестов» (онибылиарестованывконцеянваря), атакжедумскойсоциал-демократическойфракциивоглавесН. ЧхеидзебылсозданВременныйисполнительныйкомитетПетроградскогоСоветарабочихдепутатов. КвечерутогожедняпопризывукомитетабылизбранисамСовет: поодномуделегатуоттысячирабочихипоодномуотротысолдат. Вскореприбылопримерно 250 делегатов. ПредседателемИсполнительногокомитетаСоветасталменьшевикН. С. Чхеидзе, егозаместителями—трудовикА.Ф. КеренскийименьшевикМ. И. Скобелев. БольшинствовИсполкомеСоветаивсамомСоветепринадлежаломеньшевикамиэсерам. ОтбольшевиковвИсполкомвошлиА. ШляпниковиП. Залуцкий—членыРусскогобюроЦК. ВмартевнегобыликооптированывернувшиесяизсибирскойссылкименьшевикиФ. И. ДаниИ. Г. Церетели, социалист-революционерА. Р. Гоц, возглавившийфракциюэсероввПетросовете.
27 февраля, почтиодновременноссозданиемПетроградскогоСовета, лидерылиберальныхпартийвГосударственнойдумеобразовали«Временныйкомитетдлявосстановленияпорядкаидлясношенияслицамииучреждениями»воглавесМ. В. Родзянко, вкоторыйвошлопрактическивсебюроПрогрессивногоблока, атакжеА. Ф. КеренскийиП. С. Чхеидзе. ВременныйкомитетотправилцарювставкудлясогласованиятекстМанифеста, содержавшийпунктосоздании«ответственногоминистерства». КакотмечалпозднееП. Н. Милюков, попыткасохранениямонархиизасчетпревращенияеевконституционнуюимеламестовпозициилибераловвэтидни, ибомногимказалось, чтоправительствобезмонарха, какпривычногодлямасссимволавласти, будет«утлойладьей», котораясможетпотонуть«вокеаненародныхволнений». Нокакуженеразслучалосьвроссийскойистории, небылиспользован, можетбыть, последнийшанс, дарованныйпервомулицугосударства. НиколайIIпоследолгихколебанийлишьвночьна 2 мартарешилсяподписатьдокумент, нонатотмоментэтобылакт«запоздалоймудрости», династическийвопрос, посуществу, ужерешился.
ВтуженочьвсолдатскойсекцииПетросоветабылсоставленинаследующийденьопубликован«Приказ№ 1», фактическивыведшийвсюармиюиз-подначалакомандиров—офицеровиподчинившийПетроградскийгарнизонПетросовету. Скрушениеммонархиирушиласьистараякадроваяармия (кконцувойныврусскуюармиюбылоотмобилизованооколо 15 млнчеловек), обусловивтемсамымизначальнобессилиеформирующейсявластилибералов.
Вночьс 1 на 2 мартадумскийВременныйкомитетприступилкформированиюВременногоправительства. ПоследнеенемоглобылобытьсделанобезсанкцииИсполкомаПетроградскогоСовета, руководствокотороговсоглашениисдумцамивиделонекуюлегитимистскуюосновуихпоследующейдеятельностиисанкционировалопредложенныйсоставправительства. Внеговошли 12 человек, втомчисле— 6 кадетов, трудовикА. Ф. Керенский, остальные—октябристыиблизкиекним. ГлавойправительстваиминистромвнутреннихделсталбывшийруководительЗемгоракн. Г. Е. Львов, членамикабинета—П. Н. Милюков (МИД), А. И. Гучков (военныйминистр), А. И. Коновалов (торговлиипромышленности), А. И. Шингарев (земледелия), А. Ф. Керенский (юстиции) ит. д. УправляющимделамибылназначенкадетВ. Д. Набоков. Кадетыопределилиисоставюридическогосовещания, созданногоизсемичеловеквмарте 1917 г. дляэкспертизызаконопроектовВременногоправительства; возглавилегокадетФ. Ф. Кокошкин, известныйюрист-государствовед.
Такимобразом, российскиелибералынесумелипредупредитьсоциальныйвзрыв. Икогдаонпроизошел, либералыпопыталисьввестиегов«спокойное»политическоерусло, восполниввакуумлегитимнойвласти, образовавшийсявсвязисликвидациейсамодержавия. Ноприэтом, какзаметилП. Н. Милюков, возниклоодноизсамыхглавных«противоречий»февраля: нереволюционнымлиберальнымпартиям, стремившимсявосновномкреформамиболееуспешномуведениювойны, пришлосьсначала«низлагатьмонархию», апотом, сформировавлиберальноеправительство, «всеболееподчинятьсяцелямсоциализма»влицедругогоинститутапубличнойвласти—Петроградскогосовета, безсанкциикоторогоновоеправительствомалочтомоглопредпринять. П. Н. Милюковсделалвывод, предвосхитившиймногиесовременныеоценки: обаучрежденияпарализовалидругдругаиврядлиихсосуществованиеможнобылоназвать«двоевластием», скорее«безвластием», чреватымидляреволюции, идлястранывцелом.
Темболее, чтоодновременнопроисходилипроцессы, вообщехарактерныедляреволюционныхизломов: резкоусилиласьрольпартийиобщественных, инициативныхорганизаций (различныхсамочинныхкомитетов), расширилосьполитическоепространствоихдеятельности, атакжеширокихмасссориентациейнанепарламентские, силовыеметодыборьбыи, наоборот, сужаласьлегитимнаяосноваихдействий. Разногорода«резолюции», какзаметилпозжеодинизэсеровскихидеологовА. А. Минин, заменили«павшийзакон».
Безусловно, Временноеправительствопыталосьвлиятьнаходсобытий. Былипровозглашеныширокиедемократическиереформы: политическиеправаисвободы, политическаяамнистия, отменасословий, национальныхирелигиозныхограничений, смертнойказни, упраздняласьцензура, полиция, каторга. Вмае—июне 1917 г. былапроведеназемскаяреформаипервыевРоссиивсеобщие (бессословные) выборывгородскиедумы, приступившиекразработкеновоймуниципальнойполитикиидемократическихметодовеереализации (например, работаразноплановыхпредставительныхмиссийпопрофилю, совместныезаседанияспредставителямиместныхСоветовит. д.). Ивообщедеятельностьизбранныхдемократическимпутемместныхсамоуправленийвтечениепочтивсего 1917 г. являласобойпопытку, вомногомспонтанную, реализоватьвсвоихрегионахмодельсоциальногогосударства, которое, отказываясьотжесткойидеологически-административнойопекиграждан, начиналовырабатыватьпоотношениюкнимопределенныесоциальныеобязательства: равныегражданскиеправа, гарантииотбезработицы, государственнаяопекаобразования, здравоохранения, культурыит. д.
Вмарте 1917 г. всобственностьгосударстваперешликабинетскиеиудельныеземли, вапрелебылисозданыдляподготовкиреформыземельныеипродовольственныекомитеты, фабзавкомы («дляклассовогомира»). ЗатембылисформированыЭкономическийсоветиГлавныйэкономическийкомитетдлягосударственногорегулированияистабилизацииэкономики, атакжецелыйрядминистерств: труда, продовольствия, призренияит. д. НоосновныереформыоткладывалисьдоУчредительногособрания, созывкотороговомногомувязывалсясмоментомокончаниявойныикотороедолжнобылозаконодательнозакрепитьновыйполитическийстройРоссии.
Егоконституционнаянеоформленность, атакженеустойчивый, переходныйтипсоциальнойструктурыобщества, ещеболеедестабилизированнойфевральскимисобытиями, резкоосложнилипроблемуполитическоговыборадляроссийскихпартий. Одноочевидно: послефевралявсепартииполевели, амонархическиепартиииорганизации, посуществу, прекратилиполитическуюдеятельность. Правыйфлангдемократическоголагерязаняликадеты, превратившиесяв«правительственную»партию. Партияоктябристовраспаласьещев 1915 г. Попыткивозродитьеев 1917 г. ввидереспубликанско-демократической (И. И. Дмитрюков, П. И. Путилов, Ю. П. Гессен, С. И. Соколовскийидр.) илиберально-республиканской (А. И. Гучков, М. В. Родзянко, Н. В. Савичидр.) дальшеразработкипроектовпрограммнепошли. Видныеоктябристы (А. И. Гучков, М. В. Родзянко, И. В. Годнев) входиливпервыесоставыВременногоправительства, восновномподдерживаякадетскуюплатформу.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--