Курсовая работа: Политическая культура в рамках политического менеджмента
Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Политический менеджмент как форма управления. 4
1.1 Понятие политического менеджмента. 4
1.2 Политико-технологический процесс. 5
Глава 2. Управление процессами коммуникации в политике. 8
2.1 Политическая коммуникация. 8
2.2 Роль СМИ в политико-коммуникативном процессе. 14
Глава 3. Политическая культура как отражение политико-коммуникативной реальности. 17
3.1.Понятие политической культуры.. 17
3.2 Роль политической культуры в политико-технологическом процессе. 23
Заключение. 26
Список литературы. 28
Введение
В этой работе рассматривается тема взаимоотношения политической культуры с политическими технологиями в рамках политического менеджмента.
Хочется отметить, что аналогичных исследований проведено очень мало, в силу того, что политические дисциплины, особенно такие узкоспециализированные как политический менеджмент или сравнительная политология находятся только на стадии развития.
Тем не менее, этот факт ничуть не умаляет актуальности темы исследования, а даже наоборот - открывает безграничные возможности для проведения исследования и всевозможных сравнений. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что политический процесс в современной
России носит многоуровневый и «многожанровый» характер, испытывает на себе давление различных факторов. В числе наиболее активных - политическая культура, являющаяся модификатором политического процесса. Будучи компонентом политической системы, политическая культура активно влияет на ее функцию - политический процесс, во многом предопределяет его направленность, ролевые установки участников, воздействует на ценностно-смысловую характеристику целей социального развития, путей их достижения, степень устойчивого развития общества.
Политическая культура как сложносоставной феномен рассматривается в этой работе с точки зрения политико-технологического процесса. Политическая культура как отражение результатов коммуникативной деятельности информационного процесса является объектом исследование. Цель исследования состоит в доказательстве непосредственной связи между объектами политического менеджмента и политической культурой как результатом политико-технологического процесса.
В первой главе рассматривается понятие политического менеджмента, его основные стороны и характеристики, приводится понятие политико-технологического процесса с точки зрения проведения коммуникационной деятельности в ходе политических событий. Во второй главе рассматривается непосредственно этап политической коммуникации как центральной части политико-технологического процесса, приводятся примеры такой деятельности и основные методы достижения цели в результате коммуникации. Описывается роль СМИ в политическом процессе.
В третьей главе описывается политическая культура, ее понятие и роль в жизни общества, приводятся основные подходы к описанию классификации политической культуры, ее сущности и месте в политическом процессе.
В работе использованы материалы конференций, учебные пособия.
Междисциплинарный характер темы работы повлиял на формирование его теоретической и методологической базы. Использованы диалектические, системно-исторические, онтологические подходы, совокупность принципов сравнительного, структурно-функционального, поведенческого, генетически-эволюционного, типологического анализа. Исходным параметром единства и неразрывности политической культуры и политического процесса автор определяет политическую систему: политическая культура является ее органичным компонентом, политический процесс - функцией. Исследование базируется на политологической, социально-философской, культурологической и социологической научной традиции рассмотрения мира как единого целого в его взаимозависимости, преемственности, развитии и взаимосвязи. Также использован синтез методов политологии, социологии, философии, культурологии, политической психологии, аксиологии и теории коммуникации.
Глава 1. Политический менеджмент как форма управления
1.1 Понятие политического менеджмента
Политические процессы проистекают в условиях неопределенных событий, начиная с предвыборных кампаний, когда основы демократического общества предоставляют базу равноправной конкуренции. Наиболее вероятными выступают устойчивые события, но и они не дают гарантий возможности избрания кандидата. В истории человечества будущее никто не может гарантировать, есть только опыт прошлого. И даже когда тот или иной кандидат победил на выборах, опираясь на гарантии реализации своих возможностей и обещаний, заявленных в своей предвыборной программе, может их не реализовать, по простой причине – отсутствия эффективного механизма их реализации. Политический менеджмент несет в себе специфические принципы неопределенности и отличается от других сфер менеджмента. Развитие институтов местного самоуправления в государственной системе России с использованием технологий политического менеджмента дает возможность более полно использовать людские ресурсы, как администрации, так и населения данной территории.
Исследование политического менеджмента в настоящее время осуществляется учеными-политологами, социологами, психологами. Для каждой из перечисленных групп ученых здесь есть свое поле научной деятельности. Политологи рассматривают политический менеджмент как прикладную политическую науку, как то ее направление, где осуществляется непосредственное соединение теории и практики политической жизни. Социологи склонны видеть в политическом управлении особый случай социального взаимодействия и готовы использовать для его изучения богатейший методологический инструментарий, наработанный за последние десятилетия. Психологи также не могли пройти мимо политического менеджмента, так как последний представляют собой особый случай психологического воздействия на личность. И даже управленческие науки, недавно обретшие самостоятельный статус, также касаются проблематики политического менеджмента.
Научное знание о политическом менеджменте предполагает исследование факторов, подталкивающих людей воспроизводить данный вид политического управления в обществе, а также изучение особенностей этого взаимодействия, тенденций его развития и условий эффективности, в том числе применительно к конкретной ситуации.
В процессе становления и развития политического менеджмента стало появление специалистов, менеджеров, которые обладают специальными знаниями, умениями и навыками решения задач, направленных на повышение авторитета государственных и политических деятелей, на формирование в общественном мнении позитивного образа политических организаций, на проведение лоббистских акций, на достижение политических союзов и выход из конфликтных ситуаций. Появление профессионалов в этой области стало возможным благодаря а) повышению значения политико-технологического управления, что привело к росту спроса на соответствующих специалистов; б) «эмпирической революции в науке», позволившей на качественно новой основе готовить таких специалистов[1] .
Другими словами, политический менеджер – это связующее звено, которое обеспечивает связь между политиком – субъектом – и населением – объектом. Процесс, в который вовлечены эти три стороны получил название политико-технологического процесса.
1.2 Политико-технологический процесс
Управление, даже если с его помощью решается какая-то весьма конкретная задача, всегда представляет собой процесс, т.е. определенную последовательность действий людей, вовлеченных в разработку, принятие и реализацию управленческого решения. Политический менеджмент – не исключение, он обладает всеми общими чертами управленческого процесса, но вместе с тем имеет и ряд своих особенностей. Политико-технологический процесс представляет собой последовательность взаимодействий, в которые, с одной стороны, осознанно вступает субъект управления, преследующий определенные цели, а с другой – вовлекается объект, от действий которого зависит достижение поставленных целей. Политико-технологический процесс как сам оказывает влияние на политический процесс, протекающий вокруг него, так и испытывает на себе влияние других, внешних факторов. Во-первых, культура, в которой человек вырос и развивался, традиции, в том числе политические, экология, экономика, географические факторы и пр.
Политико-технологический процесс – это прежде всего взаимодействие между субъектом и объектом политических отношений в пространстве и времени. Эти взаимодействия могут носить непосредственный характер. Например, личные встречи с избирателями, и пр. Часто взаимодействия между управляющим субъектом и объектом его воздействия осуществляются не в виде прямого контакта, а опосредовано, например, в виде телевизионной рекламы, газетных публикаций, распространяемых слухов. Отсутствие непосредственного контакта не меняет сути воздействия на объект – в любом случае – преследуется определенная цель, которая достигается тем или иным образом.
Специфика управленческого взаимодействия заключается в том, что субъект играет в нем активную роль. Он стремится вовлечь во взаимодействие определенные слои населения или социальные группы, предпринимая для этого различные усилия. Однако управление в политике никогда не ограничивается одним актом взаимодействия. Это – определенная последовательность взаимодействий разного характера, так как достижение политических целей требует от субъекта многоплановых действий, без которых обычно невозможно добиться изменения поведения объекта в нужном направлении. Основным стержнем в модели политико-технического взаимодействия является коммуникационный процесс – именно он обозначен причинами мотивации объекта, выражает его действия и направлен на достижение цели путем структуризации информации и донесения ее до объекта. Итак, процесс коммуникации является одним из важных в политике – надо уметь его построить и донести основные идеи до целевой аудитории. Именно обмен информацией способен создать устойчивые, прогнозируемые отношения между субъектом и объектом управления.
Рассмотрим подробнее процесс коммуникации в политике – основные моменты его построения.
Глава 2. Управление процессами коммуникации в политике
2.1 Политическая коммуникация
Политическая коммуникация представляет собой совокупность процессов и явлений информационного воздействия и взаимодействия в сфере политики, связанных с конкретно-исторической деятельностью политических акторов в обществе. Это некий процесс обмена информацией в социуме. Коммуникация возникает при наличии информации, которая имеет источник и адресата. Коммуникация обладает целью управления имеющимися или планируемыми политическими процессами.
Любой вид управления подразумевает коммуникацию, когда в роли коммуникатора обычно выступает субъект управления. Его умение организовать движение потоков информации влияет в конечном счете на успех выполнения задач, решение которых было целью исходящей от него информации. На современном этапе политико-технологическое управление основывается на цивилизованных способах манипуляции, где основным является коммуникационный процесс. В результате именно он получает значимость в построении поведения и имиджа политического деятеля. Рассмотрим подробнее модель коммуникативного взаимодействия между субъектом и объектом политических отношений.
Информация, планируемая к трансляции должна быть отфильтрована и нести в себе определенную смысловую нагрузку. Она должна быть нацелена на результат и ее содержание во многом зависит от объектов направленности воздействия. Если коммуникатор желает до биться определенного эффекта, то он должен достаточно четко представлять себе, что он хочет сообщить. В политической управленческой деятельности этот этап самый ответственный, потому что именно на этой ступени, субъект управления, выступающий в роли коммуникатора, должен не только знать, что он хочет (например, победить на выборах), но и способ достижения поставленной цели (как провести избирательную кампанию). Содержание его информационных сообщений должно быть направлено не только на достижение поставленной цели, но и на обзор проблем, решение и рассмотрение которых может заинтересовать потенциального участника политической акции, избирателя, на которого направлена информационная деятельность, повлиять на его мотивацию.
Нередко случается так, что коммуникатор бывает заинтересован в сокрытии своих истинных целей и намерений. В этом случае, для того чтобы скрыть истинные намерения, подбор тем для информационной экспансии осуществляется с особой тщательностью. В любой серьезной политической кампании за содержание информации, предназначенной для трансляции в массы отвечает не один человек, а целая группа специалистов.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--