Курсовая работа: Политическая система современной Сербии
Оглавление
Введение
1. Краткая политическая история
2. Конституционные основы государственной власти
2.1 Законодательная власть
2.2 Глава государства
2.3 Исполнительная власть
2.4 Судебная власть
3. Политические партии
3.1 Блок «За Европейскую Сербию»: «Демократическая партия» – «G17+»
3.2 Сербская радикальная партия
3.3 Блок «Социалистическая партия Сербии» – «Партия пенсионеров Сербии» – «Объединенная Сербия»
3.4 Блок «Демократическая партия Сербии» – «Новая Сербия»
3.5 Либерально-демократическая партия
3.6 Лига социал-демократов Воеводины (ЛСДВ)
4. Средства массовой информации
5. Проблема Косово
Заключение
Список литературы
Введение
«Само слога Србина спасава»[1]
Республика Сербия – одно из государств Балканского полуострова, на территории которого находятся автономный край Воеводина (на Севере страны) и край Косово, который объявил о своей независимости 17 февраля 2008 года. Согласно Конституции, Сербия – это республика со смешанной формой правления, премьер-министр и президент наделены практически равными по силе полномочиями. Правительство формируется по результатам выборов в Скупщину (Парламент), премьер-министр также назначается Скупщиной.
Республика Сербия – государство, которое образовалось после постепенного распада Югославии, у которого были как экономические, так и социальные причины. В Сербии достаточно пестрый этнический и конфессиональный состав. На территории проживают сербы, венгры, албанцы, цыгане, словаки, евреи, румыны и многие другие. Самой многочисленной национальностью являются сербы (82,86%). Представители Сербской Православной Церкви стоят на первом месте в конфессиональном составе страны, на втором месте стоят мусульмане (10%), не включая мусульман из Косово, также есть католики и протестанты, но они представлены в гораздо меньших количествах.
Конфессиональная принадлежность сильно влияет на различные расколы в Сербии. Причиной кровопролитных конфликтов на территории этой страны были, в том числе, национальные и конфессиональные расколы. Один из основных расколов можно обозначить, как центр и периферия в связи с особой ролью столицы Белграда, политическая культура которого отличается от периферийной. Также ярко выражен этнический раскол между сербской государствообразующей основой и этническими перифериями с большой долей мусульманского и венгерского населения.
В связи с этим и силен национализм в Сербии, так как сербы стремятся сохранить целостность и территории сербского народа. Эти характерные для Сербии процессы можно объяснить исторически. На протяжении всей своей истории сербский народ боролся за свою независимость. В течение долгого времени сербы находились под игом турок – османов. Проигранная сербами битва на Косовом поле в 1389 года стала началом утраты государственной независимости Сербии. Это один из самых ключевых и трагичных моментов сербской истории, память о нём живёт в сердце каждого серба.
В XX веке социалистическая идея способствовала объединению народов на территории одного государства. В 1946 г. Югославия стала социалистической федерацией, в состав которой входило шесть союзных республик. Это позволило на какое-то время установить экономическую и социальную стабильность, а, соответственно, и целостность государства. Но эта стабильность не была достаточно прочной, так как на выборах, проходивших в 1990 году, во многих республиках победили националистские движения, что привело к распаду Югославии.
Политическая система современной Сербии складывается под воздействием описанных выше факторов.
1. Краткая политическая история
В период раннего средневековья на территориях, которые в 1918 г. стали республиками Югославии, существовали отдельные, в общем, независимые государства. (До этого эти территории входили в Римскую империю.) Королевство Сербия, занимавшее центральное место в обширной Балканской империи в XIV в., было наиболее важным. С конца XIV в. и до середины XV в. большая часть восточной, южной и центральной Югославии – Босния и Герцеговина, Македония и Сербия – была завоевана турками и вошла в состав Османской империи. Исключение составила лишь Черногория, которая осталась независимым княжеством.
В результате восстания против турецкого владычества в начале XIX в. Сербия получила значительную степень независимости. В 1878 г. она стала полностью независимой. Во время Балканских войн 1912-1913 гг. новое королевство Сербия пыталось расширить свои территории за счет Турции и Болгарии. Хорватия и Словения освободились от иностранного владычества в декабре 1918 г., после падения Австро-венгерской империи. Появилось новое Королевство сербов, хорватов и словенцев во главе с конституционным монархом сербом Петром Карагеоргиевичем (1844-1921). Петром I. Монарх правил вместе с избираемым Законодательным собранием. Черногория вошла в союз после того, как ее граждане проголосовали за низложение короля Черногории Николаса.
Петр I умер в августе 1921 г. Его место на троне занял его сын и регент Александр (1888-1934). Александр I переименовал страну в Югославию, или Государство южных («Юго») славян. Столкнувшись с внутренней оппозицией со стороны хорватских федералистов и с внешней угрозой со стороны Италии, в январе 1929 г. он установил сербскую военную диктатуру. В этот период страна все еще считалась экономически отсталой. Более трех четвертей населения были заняты в сельском хозяйстве.
Александр I был убит в Марселе в октябре 1934 г. македонцем, связанным с хорватскими диссидентами. Престол унаследовал его малолетний сын Петр II. В стране был установлен режим регентства во главе с дядей Петра II – Павлом. Югославия ощущала все более и более сильное воздействие со стороны нацистской Германии и Италии. В марте 1941 г. регентский режим был свергнут в ходе переворота, совершенного профашистскими офицерами военно-воздушных сил. Это лишь ускорило успешное завоевание Югославии немецкими войсками. Петр II (1923-1970 гг.; правил в период 1934-1945 гг.) укрылся в Англии, а в Югославии движение сопротивления возглавили две партизанские группы. Первая – под руководством генерала Драза Михаиловича (1893-1946) – представляла собой группу сербских роялистов-четников, или Армию Отчизны. Вторая – группа партизан-коммунистов, или Народно-освободительная армия, возглавляемая Йосипом Брозом, позже получившим имя маршала Тито (1892-1980).
Партизаны-коммунисты (к концу войны их численность достигла 800 тысяч человек) одержали победу в борьбе с фашистскими войсками, и в освобожденном городе Яйце в Боснии в ноябре 1943 г. Тито возглавил временное правительство, названное Исполнительным комитетом национального освобождения. Два года спустя, в ноябре 1945 г., после изгнания оставшихся немецких войск (в этом определенную помощь оказала Советская Армия) была провозглашена Федеративная Народная Республика Югославия. С 1945 года по 1991 год Сербия входила в состав СФРЮ на правах Союзной Республики.
После выборов в Учредительное собрание, которые проходили по одному списку кандидатов-коммунистов из Народного фронта, в январе 1946 г. была принята новая федеральная конституция советского стиля.
В 1948 г. Тито порвал отношения со Сталиным и начал вводить свою собственную, независимую модель коммунизма. Став самым влиятельным человеком в Югославии, Тито также занял созданный в 1953 г. пост президента. На этом посту он пробыл до самой смерти в мае 1980 г.
В сфере внешней политики Югославия, которую исключили из Комиинформа в июне 1948 г. и которая так и не вошла ни в Организацию Варшавского Договора, ни в СЭВ, пыталась занять нейтральное положение между Востоком и Западом, а в 1961 г. сыграла ведущую роль при создании движения неприсоединения.
После смерти Тито в мае 1980 г. пост президента, который в соответствии с конституцией 1974 г. он занимал пожизненно, был отменен. Вместо него был введен институт коллективного, сменяющегося (между республиками) президентства. В этих условиях начали вспыхивать региональные конфликты.
В 1987-1988 гг. федеральное правительство во главе с премьер-министром Бранко Микуличем (род. в 1928 г.; босниец по происхождению), пытаясь реорганизовать экономику, ввело в действие пакет радикальных «рыночно-социалистических» реформ.
Югославское федеральное правительство прекратило свое существование в сентябре-октябре 1991 г., когда из него вышли представители Хорватии, Словении, Боснии и Македонии. 5 декабря 1991 г. Стип Мешич ушел с поста президента, объявив, что «Югославии больше нет».
С 1992 года по 2003 год Сербия входила в состав федеративной Малой Югославии (Союзная Республика Югославия).
1999 год – конфликт в Косово и Метохии, начало Натовских бомбардировок.
24 марта 1999 г, НАТО приняло решение начать широкомасштабную воздушно-бомбовую операцию объединенных сил против сербских военных баз и коммуникационных средств с применением управляемых со спутника крылатых ракет и бомб с лазерным наведением. По словам президента США Билла Клинтона, воздушные атаки использовались для того, чтобы предотвратить дальнейшие нападения сербов на жителей Косова и чтобы ослабить военный потенциал Сербии.
На деле бомбардировке подверглись не только военные базы и группировки сербской армии, но и жилые кварталы Белграда, а также объекты, играющие ключевую роль в экономике Сербии и находящиеся далеко за пределами зоны косовского конфликта.
Кампания НАТО по нанесению воздушно-бомбовых ударов по Югославии длилась 11 недель. О ее эффективности можно судить по тому факту; что из 250 югославских танков на территории Косова были уничтожены только три. Действенными оказались и экономические санкции, которые ослабили экономику Югославии. В результате 9 июня 1999 г. президент Милошевич наконец-то согласился подписать мирный договор по Косову, разработанный Россией, США и ЕС.
С 2003 года по 2006 год Сербия являлась союзной республикой-членом конфедеративного союза Сербия и Черногория (Государственный Союз Сербии и Черногории).
3 июня 2006 года Черногория вышла из конфедеративного Государственного Союза Сербии и Черногории. Таким образом, с этого времени Сербия стала суверенным государством, а международная правосубъектность Сербии и Черногории перешла к Республике Сербии.
2. Конституционные основы государственной власти
28 и 29 октября 2006 года в Сербии состоялся референдум по принятию проекта новой Конституции Республики, который ранее (30 сентября 2006 года) был одобрен Парламентом и вынесен на всенародное голосование.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--