Курсовая работа: Правовое регулирование рыболовства в Республике Беларусь
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫБОЛОВСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА РЫБОЛОВНЫХ УГОДИЙ
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ВЕДЕНИЯ РЫБОЛОВНОГО ХОЗЯЙСТВА И РЫБОЛОВСТВА
заключение
список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность тему курсовой работы. Животный мир - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию государства и находящихся в состоянии естественной свободы. Животный мир Республики Беларусь является неотъемлемым компонентом окружающей среды и биологического разнообразия Земли, возобновляемым, охраняемым природным ресурсом, требующим рационального использования. Для правовой характеристики животного мира как объекта охраны и использования свойственны определенные признаки. Первым признаком, позволяющим причислять животных к объекту правовой охраны, является нахождение их в состоянии естественной свободы в среде своего обитания. Особенность второго признака в том, что объектом правовой охраны и использования по законодательству о животном мире являются дикие животные. Третьим признаком является нахождение таких животных постоянно или временно в пределах территории страны. Отсюда не являются объектами животного мира сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических и других целей. Эти животные являются имуществом, принадлежащим на праве собственности государству, юридическим и физическим лицам. Таким образом, животный мир - это охраняемый законом природный объект, включающий диких животных (насекомых, пресмыкающихся, зверей, птиц, рыб и других водных животных), находящихся в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве, постоянно или временно населяющих территорию страны и выполняющих экологические, экономические и культурно-оздоровительные функции. Объектом животного мира является организм животного происхождения (дикое животное) или популяция организмов животного происхождения. Состав животного мира достаточно разнообразен. С одной стороны, законодательство делит его на следующие виды: млекопитающие; птицы; пресмыкающиеся; земноводные; рыбы; моллюски; насекомые; другие виды животного мира. С другой стороны, животный мир можно классифицировать по среде обитания: на суше; в воде; в атмосфере; в почве. Показателем биологического разнообразия животного мира Беларуси служит наличие в его составе около 460 видов позвоночных и более 20 тыс. видов беспозвоночных животных. Млекопитающие представлены 73 видами, объединенными в 6 отрядов.
Тема курсовой работы: «Правовое регулирование рыболовства в Республике Беларусь».
Объектом исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют рыболовство в Республике Беларусь.
Предметом исследования курсовой работы является рыболовство в Республике Беларусь.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность темы курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие и изложить содержание регулирования рыболовства в Республике Беларусь;
- рассмотреть использование и охрана рыболовных угодий;
- охарактеризовать государственный контроль в области ведения рыболовного хозяйства и рыболовства.
Характеристика источников для написания дипломной работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь, Водный кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и другие нормативные правовые акты Республики Беларусь; во-вторых, специальная юридическая литература. Значительный вклад в разработку вопросов, связанных с регулированием рыбной ловли в Республике Беларусь внесли выдающиеся юристы, профессора, судьи, в частности, Л.Н. Мороз, Д.М. Демичев, профессор В.Ф. Чигир, С.А. Балашенко и др.
При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования применялись как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования. Среди общенаучных методов наиболее приемлемыми явились методы эмпирической обработки данных. С помощью этого метода произведена конкретизация и структуризация нормативных данных, устанавливающих регулирование рыбной ловли в Республике Беларусь. Применялся системно-структурный метод изучения темы. С его помощью объект исследования первоначально был рассмотрен как единое правовое явление, а после рассматривались его структурные части. Основным частнонаучным методом является метод сравнительного анализа, который использовался при изучении практически каждого элемента исследуемого объекта.
Структура курсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, три раздела, заключение, список использованных источников. Курсовая работа выполнена на 30 листах компьютерного текста.
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫБОЛОВСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В Конституции провозглашается право каждого человека на благоприятную природную среду, которое может быть реально обеспечено и гарантировано эффективной государственной политикой по созданию системы экологической безопасности населения. Проблема обеспечения экологической безопасности населения в настоящее время является важнейшей составляющей национальной безопасности страны, привлекая к себе внимание государственных и общественных деятелей, представителей бизнеса, ученых. Повышенный интерес к экологической проблематике обусловлен современной экологической обстановкой, которая, к сожалению, представляет реальную угрозу основам жизнедеятельности человека[1] .
Среди задач, решаемых государством в сфере обеспечения экологической безопасности и экологического правопорядка, выделяется задача сохранения и дальнейшего воспроизводства водных биологических ресурсов, которые на протяжении многих столетий являются предметом противоправного, в том числе и преступного воздействия. Современные масштабы незаконной добычи рыбы, других водных животных и растений как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах не могут не вызывать серьезной обеспокоенности общества и государства относительно состояния и перспектив сохранения рыбных запасов, которые в последние годы стремительными темпами сокращаются.
Одной из причин сокращения рыбных запасов на территории страны является непрекращающийся рост незаконной добычи водных биологических ресурсов, причиняющий не только существенный экологический ущерб, но и способствующий формированию теневой, нерегламентированной экономической деятельности [6. с. 67].
В соответствии со статьей 4 Закона «Об охране и использовании животного мира» животный мир в Республике Беларусь является собственностью Республики Беларусь. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, могут находиться в частной и государственной собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются данным Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Задачей законодательства Республики Беларусь в области охраны и использования животного мира является регулирование отношений в области охраны и рационального использования животного мира в целях обеспечения условий его существования, сохранения видового разнообразия и целостности естественных сообществ живых организмов. Законодательство, регулирующее отношения в данной сфере, основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из законов, декретов и указов Президента, иных законодательных актов. Специальными законодательными актами являются законы Республики Беларусь: «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях»; декреты Президента Республики Беларусь: от 25 марта 2003г. № 11 «О некоторых вопросах компетенции Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь»; от 8 декабря 2005г. № 16 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области природопользования и внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17»; указы Президента Республики Беларусь: от 27 января 2003 г. № 45 «Об образовании Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь»; от 8 декабря 2005г. № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими».
Отношения в области охраны и рационального использования животного мира в Республике Беларусь регулируются Законом Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира», который закрепляет единый для страны порядок правового регулирования в области охраны и использования животного мира для удовлетворения экологических, экономических, эстетических и иных потребностей человека с учетом интересов нынешнего и будущих поколений. Кроме того, отношения в области охраны и рационального использования животного мира регулируются административным, уголовным, гражданским законодательством.
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА РЫБОЛОВНЫХ УГОДИЙ
Право ведения рыболовного хозяйства в рыболовных угодьях возникает у юридических лиц, в том числе иностранных, заключивших письменные договоры аренды этих рыболовных угодий по результатам проведенного конкурса или аукциона и получивших специальные разрешения (лицензии) на ведение рыболовного хозяйства. Рыболовные угодья или их участки, за исключением рыболовных угодий, расположенных в границах населенных пунктов, предоставляются юридическим лицам в аренду для ведения рыболовного хозяйства на основании решений местных Советов депутатов по результатам проведенного конкурса или аукциона. Рыболовные угодья предоставляются в аренду с земельным участком, необходимым для ведения рыболовного хозяйства, за исключением случаев, если земельный участок или его часть предоставлены на условиях владения, пользования, аренды и иных законных основаниях другим юридическим или физическим лицам. Предоставление в аренду земельного участка, необходимого для ведения рыболовного хозяйства, производится в соответствии с законодательством об охране и использовании земель на срок, не превышающий срока аренды рыболовных угодий. Решение о предоставлении в аренду рыболовных угодий, расположенных на территории одного района, принимается районным Советом депутатов. Решение о предоставлении в аренду рыболовных угодий, расположенных на территории двух и более районов области, принимается соответствующим областным Советом депутатов, на территории двух и более областей - совместным решением соответствующих областных Советов депутатов. Местные Советы депутатов предоставляют рыболовные угодья в аренду в соответствии с республиканской комплексной схемой размещения рыболовных угодий, утверждаемой Советом Министров Республики Беларусь по предложению Министерства сельского хозяйства и продовольствия, согласованному с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, облисполкомами. Местный исполнительный и распорядительный орган в целях предоставления рыболовных угодий в аренду организовывает и проводит конкурс или аукцион на право заключения договора аренды рыболовных угодий [15. с. 78].
Для получения в аренду рыболовных угодий юридическое лицо представляет в местный исполнительный и распорядительный орган следующие документы:
- заявление о предоставлении рыболовных угодий в аренду;
- копию учредительных документов юридического лица;
- справку банка или небанковской кредитно-финансовой организации о наличии на счете юридического лица денежных средств, необходимых для выполнения условий договора аренды рыболовных угодий в соответствии с биолого-экономическим обоснованием или рыбоводно-биологическим обоснованием при заключении договора аренды на новый срок, иные документы, подтверждающие платежеспособность юридического лица. Платежеспособным признается юридическое лицо, имеющее денежные средства, размер которых определяется исходя из площади передаваемых в аренду рыболовных угодий и суммы, эквивалентной 1000 евро за 100 гектаров по установленному Национальным банком курсу евро к белорусскому рублю на первое число месяца, в котором представлены документы, указанные в настоящем пункте;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--