Курсовая работа: Представление учащихся о собственном будущем
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 5
1.1 Исторический анализ понятия "детство". 5
2.1 Эмоции и самосознание учащихся. 10
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ О СОБСТВЕННОМ БУДУЩЕМ.. 15
ГЛАВА 3. БУДУЩЕЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29
ВВЕДЕНИЕ
Семья, молодежь, дети... Для народов всего мира эти три категории святы. На них ориентируется государственная политика, благодаря им существуют и развиваются государства. Может быть, мы еще не до конца осознали важность инвестиций "в молодежь", новое поколение нашего общества?
Социологи и экономисты утверждают, что все затраты на поддержку юных окупаются не раньше, чем через 30 лет. Это утверждение, на мой взгляд, спорно. Однако ясно одно - результаты наших усилий мы увидим не завтра. Так стоит ли... Стоит. Мы живем в непростых экономических условиях, нас всех одолевают проблемы. Но жить только сегодняшним днем нельзя, иначе эти проблемы обязательно умножатся. Без революций и катаклизмов изменить наше общество, нашу жизнь смогут только они - новое поколение. Уже сейчас дети и молодежь знают - их будущее зависит от них самих. Задача взрослых - помочь, подсказать, не остаться в стороне. А значит надо, чтобы на страницах городских газет, телевидении и радио обсуждались детские, молодежные и семейные проблемы. Тем для дискуссий более чем достаточно.
Детство—период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Все это является основой будущего человека.
Проблеме осознания будущего ребенка посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б. Г. Ананьева[1] , Л. И. Божович[2] , Л. С. Выготского,[3] в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А. А. Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания.
Целью курсовой работы является проанализировать особенности представления учащихся о собственном будущем.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что наше будущее в руках современных детей и подростков. От того, что будет заложена в детей обществом, государством и семьей сегодня зависит то, какими будет наше будущее завтра. Выявить проблемы, с которыми сталкиваются дети сегодня – основная задача государства. Не секрет, что многие учащиеся опасаются за свое будущее и не представляют себя в нем.
В ходе работы следует выполнить ряд задач :
1. Определить объект исследования.
2. Определить методы работы.
3. Провести практическое исследование
5. На основе полученных результатов сделать выводы.
В ходе работы использовались такие методы , как опрос, анкетирование, статистическая обработка и анализ результатов.
Объектом исследования стали учащиеся средней школы №39 г. Витебска в возрасте 10-17 лет.
Работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.
1. ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Исторический анализ понятия "детство"
Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство — это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить “себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И. А. Соколянский и многие другие. Д. Б. Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии — это загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать. Свои лекции в Московском университете Д. Б. Эльконин неизменно начинал с характеристики двух основных парадоксов детского развития, заключающих в себе необходимость исторического подхода к пониманию детства. Рассмотрим их.
Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек — наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства — у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существов ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.
В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологов об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад.
Как же получается, что при сходных природных предпосылках уровень психического развития, которого достигает ребенок на каждом историческом этапе развития общества, не одинаковый? Детство — период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детства человека — продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
Как известно, теория познания и диалектика должны складываться из истории философии, истории отдельных наук, истории умственного развития ребенка и детенышей животных, истории языка[4] . Заостряя внимание именно на истории умственного развития ребенка, следует отличать ее как от развития ребенка в ортогенезе, так и от неравномерного развития детей в различных современных культурах.
Проблема истории детства — одна из наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент. Этнографам хорошо известно, что памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны. Даже в тех, не очень частых случаях, когда в археологических раскопках находят игрушки, это обычно — предметы культа, которые в древности клали в могилы, чтобы они служили хозяину в загробном мире. Миниатюрные изображения людей и животных использовались также в целях колдовства и магии. Можно сказать, что экспериментальным фактам предшествовала теория.
Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина. Ход психического развития ребенка, согласно Л. С. Выготскому, не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма. Ход детского развития в классовом обществе, считал он, "имеет совершенно определённый классовый смысл". Именно поэтому, он подчеркивал, что нет вечно детского, а существует лишь исторически детское. Так, в литературе XIX века многочисленны свидетельства отсутствия детства у пролетарских детей. Например, в исследовании положения рабочего класса в Англии, Ф. Энгельс ссылался на отчет комиссии, созданной английским парламентом в 1833 году для обследования условий труда на фабриках: дети иногда начинали работать с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего, еще чаще с семилетнего, но почти все дети неимущих родителей работали с восьмилетнего возраста; рабочее время у них продолжалось 14-16 часов.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--