Курсовая работа: Проблемы нравственного воспитания в современной школе
Выполнила: студентка факультета
русской филологии
и документоведения
4 курса группы Г
Научный руководитель:
Тула-2009
Содержание
Введение
Глава 1
1.1 Понятие нравственного воспитания
1.2 «Мораль» – основная категория нравственного воспитания
1.3 Методы, формы, средства и содержание нравственного воспитания школьников
Глава 2
2.1 Опыт изучения ценностных ориентаций школьников (анализ нравственных категорий) на примере учащихся 6 а класса МОУ СОШ №1 26
2.2 Опыт осуществления нравственного воспитания на уроках литературы
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Введение
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Проблема нашего исследования актуальна. На рубеже XX – XXI веков на первый план вышло не нравственное, не духовное, а материальное, бездушное. Педагогам предстоит осуществлять нравственное воспитание зачастую вопреки общественным установкам. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
Объект исследования - учебная деятельность школьников.
Предмет исследования - нравственное воспитание школьников в учебной деятельности.
Цель исследования: выявить проблемы нравственного воспитания в современной школе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1) определить понятия «нравственность», «нравственное воспитание», «мораль».
2) дать анализ состояния нравственного воспитания школьников в современной школе.
3) выявить условия нравственного воспитания в учебной деятельности школьников.
4) изучить ценностные ориентации учащихся.
5) описать опыт нравственного воспитания школьников.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, анализ практического осуществления нравственного воспитания на уроке.
Глава 1
1.1 Понятие нравственного воспитания
Одной из важных проблем современной школы в осуществлении нравственного воспитания является ответ на вопрос: что такое «нравственность»?
«Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение»[1] , – определяет современное толкование нравственности С. И. Ожегов.
В. И. Даль считал, что «нравственный» – противоположный телесному, плотскому и приравнивает к духовному, душевному, относящемуся к одной половине духовного быта, противоположной умственному, но составляющее с ним духовное начало: «къ умственному относится истина и ложь; къ нравственному – добро и зло»[2] ; второе определение понятия «нравственный» по В. И. Далю: «Добронравный, добродѣтельный, благонравный; согласный съ совѣстью, съ законами правды, съ достоинствомъ человѣка, съ долгомъ честнаго и чистаго сердцемъ гражданина»[3] . Что же составитель словаря относил к нравственному? В. И. Даль писал: «Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. Христiанская вѣра заключаетъ въ себѣ правила самой высокой нравственности. Нравственность вѣры нашей выше нравственности гражданской: первая требуетъ только строгаго исполненья законовъ, вторая же ставитъ судьею совѣсть и Бога»[4] . Таким образом, «нравственное», по В.И. Далю – духовное бытие человека, основанное на законах христианской морали.
«Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека»[5] .
Современная литература также отражает понятия нравственности. «Словарь по педагогике» Коджаспировой Г.М. и Коджаспирова А.Ю. дает следующее толкование данному понятию: «Нравственность – 1.особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличии от простых норм и традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.; 2.система внутренних прав человека, в основе к-рой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность придти на помощь».[6]
Педагогический энциклопедический словарь дает следующее толкование этого понятия: «НРАВСТВЕННОСТЬ, термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже - этика. Так же как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «Н.» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793). Концептуальное различие между понятиями морали и Н. проводил Гегель в «Философии права» (1821). Н. представлена как завершающий этап развития объективного духа в отличие от абстрактного права и морали. Абстрактное право - это сфера частной собственности, формальной свободы и абстрактного добра; мораль – это сфера реальной свободы: Н. - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над мнением и желанием. Непосредственными проявлениями Н. являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство. В советской этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий, во многом близкие гегелевскому. Например, под Н. понимались: а) нравы как практикуемые формы поведения, б) мораль, закреплённая традицией и вековой привычкой, в) мораль на уровне её общественных проявлений - в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т. п.»[7]
Итак, «нравственность» - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--