Курсовая работа: Прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве
Выполнил:
студент 1 курса 108 группы
дневного отделения
************
Преподаватель:
к.ю.н., Циболенко О.И.
Саратов – 2003
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………... 3
1. Понятие, основные принципы и гарантии законности …............. 5
2. Прокурорский надзор: понятие, особенности организации
и деятельности прокуратуры ……………………….……………… 10
3. Надзор за соблюдением законности, прав и свобод
человека и гражданина …………………………................................. 15
Заключение …………………………………………………………………. 24
Библиография …………………………………………………………….... 26
Введение
Проблема законности – одна из центральных в общей теории государства и права. Актуальность ее очевидна как в теоретическом, так и в практическом плане. В советской юридической науке можно отметить целый ряд работ, посвященных данной категории[1] .
На разных этапах развития общей теории права одни исследователи стремились доказать, что социалистическая законность – лишь метод государственного руководства обществом, другие – что только принцип. Введение такого удачного понятия для характеристики состояния господства законности в социалистическом обществе, как «режим законности» (Н.Г. Александровым, затем И.С. Самощенко), вызывало возражения со стороны тех, кто настаивал на монистическом подходе: или метод, способ, или принцип.
Законность как общественный феномен – результат взаимодействия различных факторов, которые и определяют ее природу. Следовательно, теоретическая концепция законности должна быть некоторым эмпирическим обобщением, не противоречащим человеческому опыту. Это подчеркивает объективный характер явления и исключает вероятность субъективно-идеалистического его толкования.
При исследовании законности практически все ученые столкнулись с проблемой: необходимо ли включать в понятие законности сам закон? По этому пути с большей или меньшей решительностью пошло немало теоретиков права, пытавшихся предложить «всеохватывающее» его определение.
Первоначальная схема соотношения «закон – законность» рассматривала закон как «нормативную основу», «нормативную предпосылку» законности. «Действующее советское законодательство есть основа советской социалистической законности», указывал М.С. Строгович[2] .
Однако, по мнению А.Б. Лисюткина, такое понимание законности неосновательно сужает эту правовую категорию. Во-первых, такое содержание не отражает всего многообразия явлений, формирующих представления о ней; во-вторых, она не позволяет определить ее нравственную природу; в-третьих, в ней доминирует политико-юридический аспект; в-четвертых, сугубо нормативистский взгляд, связанный с предметно-функциональной характеристикой законности, нередко ведет к правовому фетишизму; в-пятых, конструируемые на такой основе дефиниции способствуют возникновению противоречий между отдельными правовыми категориями[3] .
Категория законности, также, как и многие схожие правовые явления будет мертвой конструкцией, без надлежащего закрепления гарантий ее соблюдения. Реальность законности во многом зависит от постоянного совершенствования системы гарантий. Путь от декларативности к реальности законности в общественной системе лежит через эффективность гарантий, т.е. через совершенствование специальных юридических средств укрепления законности. В данной курсовой работе рассматривается прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве.
1. Понятие, основные принципы и гарантии законности
Можно сформулировать следующее определение законности: законность – политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства [4] .
Законность базируется на ряде принципов. Принципы законности – это обусловленная закономерностями общественного развития система идей и взглядов, которые приобретают качество исходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных нормативных актов. В качестве основных можно выделить следующие принципы:
1) единство законности;
2) гарантированность основных прав и свобод граждан;
3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;
4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности;
5) взаимосвязь законности и культурности.
По поводу принципа единства законности надо заметить, что его предпосылками являются наличие авторитетной легитимной государственной власти и единой правовой системы общества. Именно степень общности этих институтов определяет эффективность и содержательность данного принципа. Содержание указанного принципа составляют общеобязательность требования действующего законодательства для всех субъектов правовых отношений, единообразное понимание юридических критериев оценки поведения участников отношений, их толкования и применения.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--