Курсовая работа: Работа над аппликатурой
Преподавателя ДШИ им. М.Балакирева
Быковой Ирины Анатольевны
Тольятти 2008
План
Введение
1. Г.Нейгауз об аппликатуре
2. Е.Либерман об аппликатуре в технической работе
3. Г.Коган о значении аппликатуры
4. В.Листова об индивидуальных особенностях пальцев
5. А.Алексеев о методике работы с учеником над аппликатурой
6. Н.Голубовская - советы по аппликатуре молодому исполнителю
7. Подготовительный этап для начинающих в освоении пятипальцевой аппликатуры
8. Воспитание пятипальцевой аппликатуры у начинающих с примерами из сборника «50 маленьких пьес без октав» Г.Беренса
Заключение
Список использованной литературы
Введение
ЦЕЛЬ – освоение основных принципов и методов аппликатуры на разных этапах обучения.
ЗАДАЧА – изучить основные принципы и методы в работе над аппликатурой на основе рекомендаций, примеров и упражнений известных педагогов – пианистов.
Ни один профессиональный музыкант-педагог не может обойтись без глубокого и всестороннего знания секретов своего мастерства, так как постоянно сталкивается с учениками разных музыкальных и технических способностей. Не трудно догадаться, что передача опыта одного поколения другому осуществляется посредством обучения. И чем глубже мы хотим постичь задачи современности, тем серьезнее должны изучать опыт и достижения прошлого.
Исчерпать опыт всего мастерства в фортепианном искусстве – невозможно не только в одной книге, но и во многих. Ведь педагогика в своей истории развития представляет очень сложное явление. Весь комплекс педагогического воспитания юного пианиста включает массу задач, начиная от постановки аппарата и до виртуозных приемов игры.
Мы очень часто сталкиваемся с серьезными проблемами, когда не уделяем должного внимания одному из важных принципов методики обучения игре на фортепиано – аппликатуре, или точнее сказать аппликатурной дисциплине. Это надо воспитывать с самых азов игры на инструменте. А в дальнейшем постоянно совершенствовать.
Данную методическую работу автор хотел бы посвятить вопросу изучения аппликатуры, как одного из важных принципов методики обучения игре на фортепиано. Чтобы освятить его более подробно, автор обращается к высказываниям, советам, рекомендациям и упражнениям выдающихся пианистов, педагогов Г.Г.Нейгауза, Н.Голубовской Е.Я. Либермана, Г.Когана, В.В.Листовой, А.Д.Алексеева.
Для работы с начинающими предлагается нотное приложение из сборника «50 маленьких фортепианных пьес» выдающегося композитора и педагога – музыканта Г.Беренса. Автору хотелось бы, опираясь на известные методики выдающихся педагогов и пианистов, внести и свой скромный вклад, основанный на собственном опыте работы с учащимися. Хочется надеяться, что предложенный материал будет полезен для педагогов специального фортепиано.
Представленная работа адресована преподавателям музыкальных школ, школ искусств, а также учащимся младших, средних и старших классов.
1. Г.Нейгауз о принципах аппликатуры
Говоря об аппликатуре, важно установить её верховный художественно верный принцип. Всё остальное тогда естественно из него вытекает. А главный принцип заключается в следующем высказывании: наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом. Она же будет и самой красивой аппликатурой.
Первый принцип предполагает принцип физического удобства, удобства данной руки, подчиненный главному принципу. Удобство («устройство») музыкально-смысловое порой не только не совпадает с удобством физическим, двигательно-пальцевым, но даже противоречит ему. Тому масса примеров. Но часто «удобными» пальцами невозможно передать требуемую композитором фразировку. Пример из 32-х вариаций Бетховена –
последняя вариация перед кодой, где встречается гамма в до-миноре, расписанная не обыкновенными удобными пальцами, а физически менее «удобными» пальцами –2–3, 2–3, 2–3 и т.д.
Гораздо удобнее в физическом смысле было бы играть эту гамму общепринятой аппликатурой для гамм:
Но первоначальная аппликатура только потому, что требовала так фразировка автора.
Вторым принципом можно считать гибкость, изменчивость («вариантность») аппликатуры в связи с духом, характером, фортепианным стилем данного автора. Небольшой пример из личного опыта Г.Нейгауза. Он никогда не играет хроматическую гамму у Бетховена всеми пятью пальцами по схеме от ноты СИ пять пальцев, три пальца, четыре пальца и т.д. Зато у Листа постоянно прибегает к этой аппликатуре. Аналогичный пример отсутствия пятипальцевой аппликатуры у Моцарта, Гайдна, вплоть до Шопена. Но у Листа, например, в заключительной партии в Испанской рапсодии играть обыкновенной гаммовой аппликатурой, без пятого не мыслимо. Это листовская аппликатура:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--