Курсовая работа: Радиолокация как научно-техническое направление в радиотехнике
Содержание
Введение
1. Измеряемые координаты
2. История исследования и разработки радиолокационных устройств
3. Радиолокационное обнаружение
4. Импульсная радиолокация
5. Измерение угловых координат цели
6. Измерение дальности в импульсной радиолокации
7. РЛС обнаружения и РЛС слежения
8. Как можно измерять дальность при непрерывном излучении
Заключение
Список литературы
Введение
Радиолокацией называется совокупность методов и технических средств, предназначенных для обнаружения различных объектов в пространстве, измерения их координат и параметров движения посредством приема и анализа электромагнитных волн, излучаемых или переизлучаемых объектами.
Радиолокация как научно-техническое направление в радиотехнике зародилась в 30-х годах. Достижения авиационной техники обусловили необходимость разработки новых средств обнаружения самолетов, обладающих высокими характеристиками (дальностью, точностью). Такими средствами оказались радиолокационные системы.
Выдающийся вклад в развитие радиолокации внесли советские ученые и инженеры П.К. Ощепков, М.М. Лобанов, Ю.К. Коровин, Б.К. Шембель. В Советском Союзе первые успешные эксперименты обнаружения самолетов с помощью радиолокационных устройств были проведены еще в 1934/36 гг. В 1939 г. на вооружении войск ПВО поступили первые серийные отечественные радиолокаторы. Существенным шагом в развитии радиолокации было создание в 1940/41 гг. под руководством Ю.Б. Кобзарева импульсного радиолокатора. В настоящее время радиолокация одна из наиболее прогрессирующих областей радиотехники.
Получение информации в радиолокации сопряжено с наблюдением некоторой области пространства. Технические средства, с помощью которых ведется радиолокационное наблюдение, называются радиолокационными станциями (РЛС) или радиолокаторами; а наблюдаемые объекты — радиолокационными целями. Типичными целями являются самолеты, ракеты, корабли, наземные инженерные сооружения и т. п.
В радиолокации наиболее часто измеряются дальность между целью и РЛС, угловые координаты (азимут, угол места) и радиальная, относительно радиолокатора, составляющая скорости движения. (Азимут - это угол между направлением на цель и северным направлением, измеренный в горизонтальной плоскости. Угол места измеряется между вектором наклонной дальности и его проекцией на горизонтальную плоскость.) В задачу радиолокационного наблюдения в некоторых случаях входит также идентификация (распознавание) целей.
Системы радиолокации практически всегда входит в состав более сложных суперсистем. Эти суперсистемы имеют важное военное и народнохозяйственное значение и находят разнообразное применение: для управления воздушным движением, в навигации самолетов, кораблей, в геофизических и астрофизических исследованиях и др.
Системы радиолокации составляют информационную часть таких суперсистем и функционируют совместно и во взаимной связи с другими подсистемами суперсистемы (радионавигации, радиоуправления, передачи информации).
1. Измеряемые координаты
Радиолокация обеспечивает определение координат объекта по отраженному от него радиосигналу. Координаты определяются относительно места расположения радиолокатора, и основными являются две угловых координаты: азимут и угол места, и наклонная дальность. Их определение поясняется следующим рисунком.
Радиолокатор располагается в точке О. Азимут измеряется в горизонтальной плоскости. Это угол между направлением на север и вертикальной плоскостью, проходящей через радиолокатор и цель. Угол места – это угол между касательной к земной поверхности и направлением на объект в вертикальной плоскости.
Уже в первом договоре на разработку радиолокационной аппаратуры, заключенном Управлением противовоздушной обороны Рабоче-крестьянской Красной Армии (УПВО РККА) и Ленинградским электрофизическим институтом (ЛЭФИ) в феврале 1934 г., были сформулированы следующие тактико-технические требования:
· Обнаружение самолетов и определение координат на высотах полета до 10 км и расстоянии до 50 км;
· Точность определения координат в пределах 2 – 5%;
· Определение количества самолетов (один, два, звено, эскадрилья и больше;
· Определение скорости самолета с точностью до 25 км/ч и курса с точностью 2 – 5%.
Ясно, что эти требования были скорее желаемыми, чем реально достижимыми, так как в то время сама возможность обнаружения самолетов по отраженному от них электромагнитному излучению была сомнительной, и выполнение одного единственного требования – обнаружение самолета на расстоянии 50 км было бы большим достижением.
Договор Главного артиллерийского управления (ГАУ) с ЛЭФИ (январь 1934 г.) предусматривал решение более скромной задачи: обнаружение самолета и его пеленгация с точностью, достаточной для управления зенитным прожектором.
2. История исследования и разработки радиолокационных устройств
Не преуменьшая роли всех исследователей и разработчиков радиолокационных устройств, отдадим должное двум людям, благодаря усилиям которых СССР к началу Великой Отечественной войны обладала радиолокационными станциями обнаружения достаточно высокого качества. Это Павел Кондратьевич Ощепков и Юрий Борисович Кобзарев.
Это были целеустремленные люди, что проявилось еще в годы их учебы. Ощепков за время обучения на первом курсе вуза выполнил программу двух курсов и был сразу переведен на третий. Кобзарев не учился в десятом классе школы, так как все экзамены за среднюю школу сдал после девятого класса. ВУЗ он закончил за четыре года вместо положенных пяти.
Идея обнаружения самолетов с помощью радиоволн для противовоздушной обороны возникла у инженера П.К. Ощепкова, когда он проходил одногодичную военную службу в артиллерийском полку ПВО в 1932 г. Он поделился своими мыслями с командиром полка В.М. Черновым, а тот, в свою очередь, с приехавшим в полк инспектором Управления ПВО И.Ф. Блажевичем. Увидев в инженере Ощепкове инициативного, изобретательного человека, командование УПВО, крайне заинтересованное в решении задачи надежного обнаружения самолетов, отозвало П.К. Ощепкова из артиллерийского полка, и он был назначен инженером в УПВО.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--