Курсовая работа: Разработка электронного учебника
Введение
В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению профессиональной деятельности. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса.
Проведенные статистические исследования использования обучающих и тестирующих программ по различным дисциплинам (в рамках учебного процесса и компьютерных курсов) показывают, что их применение позволило повысить не только интерес к будущей специальности, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Эти программы дают возможность каждому учащемуся независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Учащиеся начинают получать удовольствие от самого процесса обучения, независимо от внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что при информационных технологиях обучения компьютеру на время переданы отдельные функции преподавателя. А компьютер может выступить в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать правильный ответ, и повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады.
Время идёт, и программы быстро устаревают. И учебный материал, и форма представления.
В настоящее время в сфере образования наиболее актуальным становится разработка компьютерных программ – электронных учебников по различным дисциплинам. Компьютерные учебные программы создаются по тем дисциплинам, которые являются профилирующими в профессиональной подготовке.
???? ?? ??????? ??????????? ???????, ??????? ???????? ?? ???????-????? (CD-ROM) ? ????????????? ??? ?? ??????????, ?? ?? ?????? ??????? ?????, ???????????, ?????????, ???????? ????.????? ??????? ?????????? ?? ????????? ? ?? ?????? ??????????? ??????????, ? ?? ???????? ????. ??????????, ????? ????? ?????-???? ???????? ????? ? ????????????? ?? ? ??????????? ???????. ????? ????? ????? ?????????? ?? ?? ?????? ??????, ? ? ?????? ??????????. ???? ??? ??? ???? ???????????? ????, ?????, ????????, ???????????, ?? ??? ??? ????? ???? ?? ????? ????????? ???????.????? ???????, ??????? ??????????? ??????? ?? ???????? ? ???, ??? ? ?????? ???? ??????????? ????????? ? ?????????????? ?????????? ? ????????????? ??????, ??????? ?????? ????????? ? ???????? ??????. ???????? ????? ?????????? ?? ????????? ??????.??????????? ??????? ???????????????? ??? ? ??????? ???????-??????, ??? ????? ???? ????????. ? ????????? ????? ?????????? ??????? ?????????? Web-?????? ??????????? ???????. ??? ? ????????, ? ???????????, ? ??????? ??????????, ? ?????? ?????????????? ????, ? ?????? ????????????? ??????????, ????? ???? ???????? ???????????????? ????? ??????? ????????? ?? ????????? ??????????? ??? ???????????????? ????????.1 Основные принципы создания электронных учебников
1.1 Понятие электронного учебного пособия
Из разных источников следуют следующие определения электронного учебника:
1 Это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.
2 Должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Учебное электронное пособие должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.
3 Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
4 Это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
5 Это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов.
1.2 Виды электронных учебных изданий
??? ???????? ???????? ???????????? ???????? ??????? ???????. ??? ??? ??????????, ??? ????????????????? ???????? ????????? ?????????? ????????? ????????. ??? ????? ???? ??????-??????????? ??????? ? ??????? ???????, ???????????????? ??????, ?????, ???????, ????? ???????? ??????? ?????????, ??????????????? ??? ??????? ???????? ?????????. ??????????????? ??????-??????????? ??????? ????????:1 ??????? ???? ? ??????-??????????? ???????, ??????????? ????????, ??????????????? ???????? ?????????? ?????????? ???????????? ? ?? ????????????. ?? ?????????? ?????? ????????? ??????? ????????? ? ????????? ?? ??????, ?????????????????? ? ?????? ????????, ????????? ????? ? ????? ???????? ?????? ? ?????? ?????????.2 ??????? ????????? ? ??????-??????????? ???????, ??????????? ????????, ???????????? ??????????, ?????, ??????? ???????? ?????-???? ?????????? (?? ??????, ???????). ?????????????? ??? ???????????? ????????, ??? ? ??????? ?????? ????????.????? ???????? ??????, ??????? ??????? ??????-????????????? ???????. ??? ??????? ??????? ???????? ??????????????????? ??????-????????????? ????????, ?????????? ? ?????, ??????? ??? ???????? ? ????????. ? ??? ?????????:1 ??????? ? ??????-????????????? ???????, ?????????? ??????????????? ????????? ??????? ?????????? ??? ?? ?????, ???????, ??????????????? ??????? ????????? ? ?????????? ???????????? ? ???????? ??????? ???? ???????.2 ??????? ??????? ? ??????-????????????? ???????, ?????????? ???????????? ? ???????? ??????? ???? ???????, ???????? ??? ????????? ?????????? ??? ??????????? ???????.3 ????????? ?????? ? ??????-????????????? ???????, ?????????? ????? ????? ??????. ???????? ??????????, ????? ? ????? ????????? ??????, ???????? ???????????? ??????????????.4 ?????? ?????? ? ??????-????????????? ???????, ????????? ??? ???????? ?????????? ?????????? ??????? ?????????? ???? ????????? ?? ????? ??????? ?????????. ???????? ????????, ???????? ???????????? ??????????????.5 ???? ?????? ? ??????-????????????? ??????? (???????????? ????????? ??????), ????????? ?????????? ?????????? ??????? ??????????. ???????? ????????, ???????? ???????????? ??????????????.6 ???????? ?????? ? ??????-????????????? ???????, ? ?????????? ????? ?????????? ???????? ????? ?????, ????????? ???????????? ??????????????.??? ???????? ????????? ? ??? ???????????? ???????? ???????????? ??????-???????????? ??????? ? ??????? ???????, ?????????? ??????????????????? ???????? ??????-????????????? ? ??????????? ?????????, ?????????? ? ?????, ??????? ??? ???????? ? ????????. ????????????? ??? ??????????? ?????????, ??????????? ?? ??????-????????????? ???????, ? ???????? ??????.??????????????? ??????-???????????? ??????? ????????:1 ????????? ? ??????-???????????? ???????, ??????????????? ??? ??????????? ??????????? ????????? ? ???????? ?????? ?????????? ????????. ???????? ???????????? ??????? ? ??????????, ?????????????? ???????? ???????????.2 ??????? ?????????? ? ??????-???????????? ???????, ?????????? ?????????? ? ???????????? ???????????? ?? ??? ?????????? ? ?????? ????????????? ?????, ?????????????? ???????? ? ??????????? ??????????? ????????? ? ???????? ??????.3 ??????? ????? (????????) ? ??????-???????????? ???????, ?????????? ?????? ? ???????????? ???????????? ?? ?? ?????????? ? ?????? ????????????? ?????, ?????????????? ????????, ??????????? ??????????? ????????? ? ???????? ??????.4 ??????? ??????????? ??????? ? ??????-???????????? ???????, ?????????? ??????????? ?????? ??? ???????? ???????????? ????? ? ???????????? ???????????? ? ?????? ????????????? ?????, ?????????????? ????????, ??????????? ??????????? ????????? ? ???????? ??????.5 ??????? ???????? ???????????? ????? (??????? ???????? ???????????? ?????, ???????????? ?????????) ? ??????-???????????? ???????, ?????????? ????????, ??????? ? ???????????? ???????????? ?? ?????????? ???????????? ??? ???????????? ????? ? ?????? ????????????? ?????, ?????????????? ????????, ??????????? ??????????? ????????? ? ???????? ??????.6 ??????? ?????? ??????????? ??????? ? ??????-???????????? ???????, ?????????? ???????? ??????????? ???????, ??????? ?? ?????????? ? ??????????, ????????????? ??????????, ?????????????? ????????, ??????????? ??????????? ????????? ? ???????? ??????.7 ??????? ??????????? ??????? ? ??????-???????????? ???????, ?????????? ???????? ??????? ??????????? ???????, ?????????????? ???????? ?????? ? ?????? ????????? ?? ?????????? ??????? ?????????? ??? ????????? ??????? ?????????.8 ??????????? ? ??????-???????????? ???????, ?????????? ?????????????? ??????????? ???????????-??????????????, ???????????, ??????? ? ???? ???????????? ??? ??????? ?? ???, ???????????? ?????? ???????? ??????? ??????????. ??????????? ???????????? ????????, ??????????? ??????????? ?????????, ????????? ? ????????? ?????? ????????.9 ????? ? ??????-???????????? ???????, ?????????? ??????? ??? ???????? ???????? ????????? ??????????? ?????????.1.3 Основные формы электронных учебных изданий
Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.
Тест – внешне, это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области.
Энциклопедия – это базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования.
Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Учащийся получает учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема – подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал.
Креативная среда. Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом.
Авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник.
Невербальная среда.Традиционно электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий. Но в электронном учебнике возможно реализовать методический прием «делай как я». Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.
Перечисленные формы электронного учебника могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо сгруппированы в рамках единого ансамбля. Все зависит от замысла «автора». Автор должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных учебников.
2. Учебно-теоретические учебные издания
2.1 Назначение
Задача учебной литературы – донести до студента учебный предмет, а не науку в целом. Учащийся должен освоить основные законы и методы науки, чтобы в дальнейшем использовать свои знания в научной или практической деятельности. Из учебника они получают основные понятия по излагаемому предмету. При изложении учебного предмета используются приемы, которые дают возможность учащимся ясно понимать текст, запоминать его и использовать для самоконтроля свои знания.
Информатизация образования, является составной частью глобального процесса информатизации общества и определяет актуальность исследования проблем развития и использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Реализация многих из стоящих перед системой образования задач невозможна без использования современных методов и средств информатизации.
Основными свойствами информационных технологий является:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--