Курсовая работа: Развитие функции мотивации
Выход России на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов управления персоналом.
Эти задачи не могут быть эффективно реализованы без создания действенных стимулов к труду и предприимчивости в сочетании с высокой организованностью и дисциплиной.
На сегодняшний день на отечественных предприятиях эффективность работы с персоналом недостаточна. При командно- административном управлении работе с кадрами не уделялось должного внимания. В условиях рыночной экономики такой подход не оправдан.
Одной из основных проблем современной кадровой работы является проблема эффективной мотивации трудовой деятельности.
Выявление ресурсов качественного управления выступает одним из стратегических приоритетов развития организации. Без глубокого изучения таких явлений как потребности и мотивы, восприятие систем стимулирования, стиль руководства и лидерства, ценности и смыслы, установки и другие, невозможно говорить о научности подходов к решению проблем управления, развитию современной организации в условиях нарастающей конкуренции. Мотивация труда - важнейший фактор результативности труда, она составляет основу трудового потенциала работника.
Значительное внимание ее изучению уделяли многие ученые, среди них: А. Маслоу, Ф. Герцберг и Д. Мак Клелланд. и их исследования заслуживают специального анализа.
Целью работы является сравнительная характеристика значения функции мотивации в различные исторические периоды.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты функции мотивации.
2. Проанализировать значение функции мотивации в советский период.
3. Проанализировать значение функции мотивации в современный период.
Объектом работы является мотивация сотрудников как фактор развития современной организации.
Предмет исследования: роль функции мотивации в различные исторические периоды в России.
Предпринимается попытка систематизировать типичные особенности системы мотивации персонала, к которым относятся: гибкость и наличие механизмов обратной связи; учет психологических и социально-психологических особенностей восприятия систем стимулирования; сопряженность с организационной культурой и стратегией развития организации.
Поставленные цель и задачи предопределили следующую структуру: работы: в первой главе рассматриваются теоретические аспекты мотивации, а также основные теории мотивации; во второй главе – значение функции мотивации в советский период и в настоящее время. Проводится сравнительная характеристика этих этапов. Основные выводы по работе представлены в заключении.
1. Теоретические основы функции мотивации
1.1 Понятие и содержание функции мотивации
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил.
Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать детализированное определение мотивации:
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
В процесс мотивации входят несколько составляющих:
· оценку неудовлетворенных потребностей;
· формулирование целей, направленных на удовлетворение потребностей;
· определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей [2, С. 14].
Рассмотрим элементы процесса мотивации более подробно.
Процесс мотивации строится вокруг потребностей человека, которые и являются основным объектом воздействия с целью побуждения человека к действию.
Потребности - это ощущение недостатка в чем-либо; это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека.
Врождённые потребности, общие для всех людей (первичные потребности) получили название — нужда. Например, нужда в еде, сне и т.п. Приобретенные (вторичные) потребности связаны с существованием человека в группе, носят более персонифицированный характер и формируются под воздействием среды. Например, потребность в уважении, в достижении результата, любви и т. п.
Человек всегда стремится к удовлетворению своих потребностей.
Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Пока потребность существует, человек испытывает дискомфорт, и именно поэтому будет стремиться найти средства удовлетворения потребности.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--