Курсовая работа: Развитие интереса у младших школьников к занятиям в системе дополнительного образования на основе использования методов стимулирования
Содержание
Введение
Глава I. Понятие интереса и стимуляции к обучению в педагогике
1.1 Теоретические подходы к интересу и его роли в обучении младших школьников
1.2 Методы стимулирования в учебной деятельности
1.3 Методы, стимулирующие процесс обучения
1.4 Особенности детей младшего школьного возраста
1.5 Выводы к главе I
Глава II. Развитие интереса к занятиям в системе дополнительного образования на основе методов стимулирования
2.1 Краткая характеристика группы, итоги констатирующего этапа
2.2 Применение методов стимулирования в учебном процессе младших школьников в системе дополнительного образования
2.3 Итоги заключительного этапа эксперимента
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающей личности. Одна из основных задач учреждений дополнительного образования – раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности. Этим в значительной степени определяются характеристики образовательного процесса в данных учреждениях, отличающегося от базового иным способом педагогического руководства: обучающемуся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы; организуется творческое сотрудничество детей и взрослых. Проблема развития интереса учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, так как интерес является необходимым условием формирования познавательных качеств личности.
Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.
Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.
Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения. Субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность.
Проблема формирования интереса к обучению в системе дополнительного образования у младших школьников, несмотря на актуальность темы, разработана недостаточно. Проблемами мотивации занимались и классики педагогики – Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Я.К. Коломинский, но мало внимания уделялось именно младшему школьному возрасту. Современные отечественные исследователи изучали особенности формирования интереса у младших школьников: Маркова А.К., Щукина Г.И., Ковалев А.Г. и многие другие. Проблемой дополнительного образования в нашей стране занимались: Асламов А.Г., Бруднов А.К., Калиш И.В. и многие другие.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная разработанность в практике учреждений дополнительного образования определили выбор нами темы исследования: «Развитие интереса у младших школьников к занятиям в системе дополнительного образования на основе использования методов стимулирования».
Перед курсовой работой поставлена цель: определить степень заинтересованности к занятиям в системе дополнительного образования и описать условия развития интереса к данным занятиям у младших школьников.
Исходя из этого, объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: интерес к занятиям в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: если на занятиях в системе дополнительного образования систематически использовать методы стимулирования (поощрение, ситуации успеха, осторожное поддерживание соперничества, поиск нестандартных решений и т.д.), то уровень интереса к занятиям у младших школьников повысится.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Уточнить понятие интереса, методов стимулирования в процессе занятий.
Проверить на практике эффективность методов стимулирования в целях развития интереса к занятиям в системе дополнительного образования.
Дать методические рекомендации по теме исследования.
Для реализации задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования; наблюдение; анкетирование; анализ продуктов деятельности учащихся; педагогический эксперимент; статистические методы обработки полученных результатов; методы математической статистики.
Исследование проводилось в три этапа:
Июль – сентябрь 2009 года – анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; определение темы, содержания исследования, предмета, цели, задачи и гипотезы исследования;
Октябрь – декабрь 2009 года – экспериментальная работа по использованию методов стимулирования для развития интереса к занятиям в системе дополнительного образования у младших школьников;
Январь 2010 года – анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, разработка методических рекомендаций для внедрения в образовательный процесс.
Глава I. Понятие интереса и стимуляции к обучению в педагогике
1.1 Теоретические подходы к интересу и его роли в обучении
Интерес (от лат. Interest – имеет значение, важно) –форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей действительности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.[1] Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Л.С. Выготский писал: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями»[2] . Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не вызывает, но выполнение которой является условием выполнения интересующей человека деятельности.
Оценка широты или узости интереса, в конечном счете, определяется его содержательностью и значимостью для личности.
Интересы детей очень разнообразны, что позволяет исследователям по данной проблеме разделить их на несколько видов.
В частности А.Г. Ковалевым составлена следующая классификация:
По содержанию (направленности):
материальный (с подвидами);
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--