Курсовая работа: Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Способности: понятие, сущность, закономерности, классификация….6
II.Основные понятия психологии творчества…………………………………15
III. Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения…22
IV. Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста…………………………………………….........................................27
V. Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы ………………………………………….……………………….…..37
Заключение…………………………………………….…………………….…..50
Библиографический список использованной литературы
Введение
«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.
Мы живем в мире продуктов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем, правовых актов и моральных норм. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.
Ситуация нового времени, а мы, волей судьбы, оказались в числе живущих на рубеже веков и тысячелетий, в стремительно меняющемся мире, а также в условиях перманентных социально-экономических и политических преобразований в российском государстве, требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией - творчески.
Развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы. Но, к сожалению, подавляющее большинство учителей сомневается в возможности развития творческого мышления.
Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем.
Творчество личности - это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Поэтому, изучение самореализации в творческой познавательной деятельности приобретает, сегодня особенную актуальность.
Именно в творчестве, находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.
Один из возможных путей обеспечения процесса самореализации мы связываем с организацией творческих самостоятельных работ в системе развивающего обучения. Творческая самостоятельная работа, позволяющая учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Кроме того, организация творческой работы способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя. Учитель не передает некоторую сумму знаний, не натаскивает, а создаёт благоприятные условия для развития школьника в процессе обучения, нацеливает на активное познание окружающего мира, позволяет самостоятельно осваивать новые знания.
Задача воспитания людей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость. Ситуацию, сложившуюся в обществе, можно назвать критической: снизился творческий потенциал, оставляет желать лучшего восприимчивость всей социальной структуры к новаторству, нестандартным решениям, всем проявлениям творческой активности личности. Встает проблема охраны детской одаренности, что предполагает решение ряда проблем, в том числе выявление факторов одаренности, разработку индивидуальных методов работы, создание новых методик по развитию детской одаренности.
Данная курсовая работа - это попытка рассмотреть основные аспекты, касающиеся развития творческих способностей учащихся средней общеобразовательной школы.
Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографического списка литературы.
I. Способности: понятие, сущность, закономерности, классификация
Формирование теоретической и экспериментальной психологии способностей и психодиагностики может быть отнесено ко второй половине XIX в. Одним из основоположников эмпирического подхода к решению проблем способностей стал Ф. Гальтон. В качестве основных проблем психологии способностей изначально были выделены следующие:
• что такое способности;
• как способности соотносятся с основными психическими процессами;
• каково соотношение наследственности и среды в развитии способностей;
• соотношение общих способностей и интеллекта;
• природа и взаимосвязь общих и специальных способностей;
• возможности измерения способностей;
• пути и методы эффективного развития способностей.
На многие из поставленных проблем современная психология имеет достаточно обоснованные ответы. Значительный вклад в это внесли зарубежные и отечественные психологи: В. Штерн, А. Бине, Ч. Спирмен, Ж. Пиаже, Т. Рибо, Г.И. Челпанов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин и др.
Значительный импульс к развитию психологии способностей дали исследования в области профессиональных способностей и способностей к обучению. Они активизировали, прежде всего, разработку теоретических и прикладных проблем психометрии и психодиагностики, привели к созданию различных факторных моделей интеллекта. К этим исследователям можно отнести: Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда, Р.Б. Кэттелла, Д. Векслера, Г.Ю. Айзенка, Р. Стенберга, М.А. Холодную, В.Н. Дружинина и др. Большое внимание в этот же период было уделено проблемам психогенетики интеллекта, нейрофизиологическим основам способностей, влиянию среды на развитие интеллекта [26;3-4].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--