Курсовая работа: Речевая коммуникация
Введение
Глава 1. Культура устной речи
1.1 Образно-эмоциональная выразительность устной речи
1.2 Языковые средства выразительности: тропы, фигуры, фразеологизмы и афоризмы
Глава 2. Характеристика звучащей речи
2.1 Маркеры речевого поведения личности
2.2 Распознавание индивидуальных и групповых характеристик говорящего по звучащей речи
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность . Человек как личность может сформироваться только в общении с другими людьми. Непосредственное воздействие на его личность оказывают люди, с которыми он работает, отдыхает, играет, живёт. Все эти люди находятся в его психическом отражении, на каждого из них человек формирует определённый эмоциональный отклик и по отношению к каждому формирует уникальный тип поведения. Однако общение является не просто фактором формирования личности. Общение является условием формирования и развития всех познавательных процессов личности человека.
В психологической литературе проблема общения является одной из наиболее разработанных областей. К ней обращались такие известные учёные, как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский и др. Эти и другие исследователи решали вопросы теории общения в психологии, вопросы психологии познания человека человеком в процессе общения, исследовали проблемы взаимосвязи общения и восприятия людьми друг друга, вели поиск качеств личности, необходимых для общения. Значительной разработке подверглись вопросы межличностного общения, вопросы его вербальных и невербальных средств, возрастные и индивидуальные вопросы восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения.
К общению тесно примыкают вопросы, связанные с языком и речью. Язык и речь выступают в качестве основных средств общения, и общение не может рассматриваться отдельно, не обращаясь к проблеме языка и речи, как вербальных компонентов общения.
Эта работа является попыткой рассмотреть проблему языка и речи в контексте развития современной психологической науки, показать важность и значимость этой тематики в психологии.
Основная цель работы – обратиться к проблеме языка и речи, как к коммуникативной части развития и формирования личности человека.
Цель исследования – провести анализ культуры устной речи особенностей речевых высказываний говорящего.
Задачи исследования :
1. Рассмотреть образно-эмоциональную выразительность устной речи.
2. Обосновать языковые средства выразительности.
3. Изучить маркеры речевого поведения личности.
4. Проанализировать распознавание индивидуальных и групповых характеристик говорящего по звучащей речи.
Объект исследования – основополагающие характеристики речи и речевой коммуникации. Предмет исследования - определение особенностей устной речи и речевого поведения говорящего.
Структура работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Солганик Г.Я., Розенталь Д.Э., Гвоздев А.Н., Гойхман О.Я., Надеина Т.М. и других.
Глава 1. Культура устной речи
1.1 Образно-эмоциональная выразительность устной речи
Культура устной речи в широком понимании - это не только правильность речи с точки зрения соответствия лексическим, грамматическим, фонетическим нормам (первый этап работы над языком), но и ее выразительность, владение всем богатством языковых средств, эмоциональность, уместность (ситуативная правильность), творческая активность говорящего (использование несловесных приемов воздействия на аудиторию, поведение оратора) (второй этап), т.е. это еще и умение ситуативно правильно, выразительно и эффективно передавать свои мысли слушателям.
Можно выделить множество параметров, характеризующих хорошую речь с разных точек зрения: правильность (нормативность - лексическая, грамматическая, фонетическая, акцентологическая); богатство и разнообразие словаря говорящего (активный словарь современного человека включает около 10 тысяч слов, у А.С. Пушкина, например, встречается в произведениях и письмах около 21 тыс. слов; образность и выразительность - использование синонимов, антонимов, средств языковой образно-эмоциональной выразительности для воздействия на чувства и воображение слушателей; чистого (отсутствие штампов, слов-паразитов, сорняков), ясность (понятность) -все слова и выражения должны быть общепринятыми, литературными (неологизмы, архаизмы, заимствования, термины должны быть объяснены слушателям, их употребление должно быть мотивированным); смысловая насыщенность, лаконизм (краткость); точность - употребление слов в их общепринятом значении, различение оттенков значения синонимов, различение паронимов, омонимов, корректное употребление терминов и т.д.; благозвучность - избегать стечения гласных, согласных звуков, двусмысленных сочетаний на стыке слов и т.д.
Основные ошибки и недостатки (лексические, грамматические и стилистические) устной речи:
· употребление слова в несвойственном ему значении, чаще всего при использовании иностранных слов (регион вместо область, немецкий вместо германский),
· неразличение оттенков значения синонимов (сравни думать - мыслить, просить - клянчить, знаменитый - известный - замечательный - большой - выдающийся и т.д.);
· нарушение лексической или грамматической сочетаемости (иметь роль, играть значение, благодаря старания, большая или меньшая половина, ужасно красив)',
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--