Курсовая работа: Региональный рынок образования
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Анализ динамики рынка образовательных услуг Алтайского края
2. Общая характеристика предприятия
2.1 Направления деятельности института и специальности, которые дает институт
2.2 Особенности безопасности современного бизнеса
2.3 Консультационные услуги Института безопасности предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использованная литературА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Российская экономика пребывает в условиях глубоких преобразований, осуществляемых как на макро, так и на микроуровнях. Сердцевина процесса - адаптация всех экономических субъектов к рыночным условиям хозяйствования. Этот процесс затронул все отрасли народного хозяйства, в том числе и такую важную, как образование.
Возникает необходимость поиска оптимального баланса интересов потребителей образовательных услуг и тех, кто эти услуги предлагает, разумного сочетания макроэкономических аспектов, выраженных в методах государственного регулирования, и микроэкономических моделей управления, связанных с особенностями работы в рыночных условиях.
До недавнего времени в зарубежных и отечественных работах, посвященных экономике образования, преобладал методический уклон: проблемы методики обучения, оптимизация режимов обучения, программ обучения.
Для этой сферы, и в первую очередь для образования, представляется перспективным "поменять знак" в направлении анализа, двигаясь не от методики к преподаванию, а от конечного потребителя к производителю соответствующих услуг.
В современных же условиях особую актуальность приобретают аспекты организационно-правового обеспечения, маркетинга, финансово-кредитной и инвестиционной деятельности, нового осмысления возможностей экономико-математического моделирования с учетом изменений в хозяйственной жизни и достижений в области компьютерных и информационных технологий.
Отмеченные предпосылки обусловили цель работы и пути ее реализации.
Цели и задачи исследования. Целью работы является исследование регионального рынка образования.
Для реализации этой цели в работе ставятся и решаются следующие задачи:
1. Создать методы решения задач анализа и прогнозирования услуг образования в региональной образовательной системе, дифференцированных по группам потребителей, учитывающих характер платежных взаимоотношений, которые бы обеспечивали надлежащий уровень качества прогнозов и были доступны для регулярного использования.
2. Разработать методы анализа и мониторинга решений, принятых на основе указанных прогнозов, а также методы стимулирования платежеспособного спроса, в том числе и с учетом итогов эксперимента по снижению тарифов, проведенного по инициативе Региональной образовательной комиссии в Новосибирской области.
Опробовать предложенные методы на практике, обобщить полученные результаты и выработать предложения по тиражированию рекомендаций.
Объектом исследования является региональный рынок образования. Конкретным регионом для анализа стал образовательный рынок Барнаула и Алтайского края.
Предмет исследования - методы исследования данного рынка.
Теоретической базой исследования являются системный анализ процессов управления, методы углубленной бизнес-диагностики и экономического анализа, наблюдения и сбора информации (анкетирование и интервьюирование), классификации, экспертных оценок, эконометрии и машинной имитации, а также методы активизации обучения.
1. Анализ динамики рынка образовательных услуг Алтайского края
Динамику системы высшего образования в последнее десятилетие отличают, с одной стороны, заметный рост и значительные достижения, а с другой - накопление и обострение множества проблем. Развитие альтернативных форм образования, отказ от обязательной системы распределения выпускников и недостаточное бюджетное финансирование ослабили регулирующую роль государства в сфере высшего образования. Назрела объективная потребность в совершенствовании системы государственного управления образованием, адаптированной к изменившимся (рыночным) отношениям между производителями образовательных услуг (ОУ), их носителями (выпускниками) и потребителями.
В условиях рыночной экономики высшее образование превращается в отрасль народного хозяйства и регулируется общими законами спроса и предложения, хотя и с известной спецификой, обусловленной как характером предоставляемой услуги, так и высокой степенью вмешательства государства в рыночные процессы в данной сфере. В соответствии с Законом РФ «Об образовании » государственные образовательные учреждения вправе вести обучение на коммерческой основе по договорам с юридическими и физическими лицами. При этом вопрос определения стоимости услуги отнесен к взаимному соглашению сторон [1].
На практике это означает, что вузы самостоятельно определяют цены на свои образовательные программы , руководствуясь собственными расчетами экономической эффективности и исходя из платежеспособности населения региона. Действуя таким образом, вузы выступают как рядовые субъекты экономической системы рыночного типа, решающие вполне стандартную задачу ценообразования на свой продукт.
Анализ ценообразования на любой товар обычно начинается с изучения специфики рынка данного товара. В экономической литературе, а также некоторых нормативных документах, относящихся к развитию рыночных процессов в сфере высшего образования, автору приходилось встречать различные трактовки предмета и сторон рыночной сделки в рассматриваемой сфере. Например, А.А. Браверманом было выдвинуто утверждение, что «субъектами рыночных отношений здесь выступают вузы... и предприятия, являющиеся потребителями молодых специалистов» [2]. По сути дела, аналогичной точки зрения придерживались и разработчики первого нормативного акта в области платного образования в Российской Федерации [3].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--