Курсовая работа: Регулирование трудовых отношений в процедурах банкротства
Введение
Банкротство – явление довольно новое для российской экономики. Институт банкротства как неотъемлемый элемент рыночной экономики появился в нашей стране около 15 лет назад. Первой попыткой решить проблему неплатежей можно считать Закон СССР от 04.06.90 № 1529–1 «О предприятиях в СССР». Затем был принят Закон РСФСР от 25.12.90 № 445–1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Далее следует отметить Указ Президента РФ от 14.06.92 № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур».
Это был временный акт, действующий до принятия Верховным Советом РФ Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» № 3929–1. Он был принят 19.11.92 (действовал с 01.03.93 до 01.03.98). Статьи, касающиеся банкротства, есть и в действующем Гражданском кодексе РФ (ст. 25, 56, 61, 65, 86, 95, 105, 182, 578, 1018).
В дальнейшем необходимость совершенствования правового регулирования в указанной области повлекла за собой принятие Федерального закона от 08.01.98 № 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а позже – Федерального закона от 26.10.02 № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действующего в настоящее время.
Реалии современной российской жизни доказывают необходимость особого правового регулирования труда работников при применении к работодателю процедур банкротства.
Банкротство предприятия болезненно для работников, т.к. оно, как правило, означает массовые сокращения и увольнения, часто - снижение заработной платы или потерю всяческой надежды на возвращение долгов по ней. Покупатели предприятия, его владельцы и их кредиторы, озабоченные заключением выгодной сделки или защитой своего имущества, склонны решать свои проблемы за счет трудового коллектива. В свою очередь законодательство Российской Федерации о труде не содержит норм, гарантирующих защиту требований работников, а также не обеспечивает охрану заработной платы, рабочих мест и организаций в целом при процедурах банкротства.
С развитием рыночной экономики в условиях переходного периода в Российской Федерации появилась необходимость в разработке понятия несостоятельность (банкротство) применительно к трудовому праву. Вопросы социальной защиты членов трудового коллектива необходимо учитывать при применении процедур несостоятельности (банкротства).
Разработка такого понятия позволит защитить трудовые права работников в условиях особого состояния работодателя.
Поэтому представленная тема актуальна тем, что анализ российского законодательства показал, что в нём недостаточно полно сформулированы и раскрыты подходы к правовому регулированию общественных отношений в сфере организации и применения труда в условиях несостоятельности (банкротства) организаций. Проблемы особого регулирования трудовых отношений в условиях банкротства не были полностью решены и в новом Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 от 26.10.02, т.к. в нём отсутствует правовой механизм труда работников при банкротстве работодателя и нет надлежащих гарантий соблюдения и защиты этих прав.
Целью курсового исследования явилось изучение регулирования трудовых отношений в процедурах банкротства.
Цель исследования определила и круг решаемых задач:
1. рассмотреть теоретические основы регулирования трудовых отношений в процедурах банкротства;
2. оценить трудовые отношения арбитражного управляющего и персонала должника в процедурах банкротства в свете новом законе о несостоятельности (банкротстве) 127-ФЗ;
3. показать специфику регулирования трудовых отношений в условиях процедуры банкротства согласно ТК РФ;
4. исследовать роль профсоюзов работника должника;
5. составить аналитический отчёт по регулированию трудовых отношений в условиях процедуры банкротства предприятия на примере ОАО «БиКЗ»;
6. показать регулирование трудовых отношений работников ОАО «БиКЗ»;
7. провести оценку трудовых отношений работников ОАО «БиКЗ» в условиях кризиса.
Нормативной основой курсовой работы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 № 127, Трудовой кодекс РФ, Закон о профсоюзах и иные правовые акты Российской Федерации.
В разработке теоретических вопросов автор основывался на работах отечественных авторов по антикризисному управлению, банкротству и арбитражному управлению, в том числе Балашова В.Г., Беляева А.А., Валовой Д.В., Вачдайцева С.В., Григорьева В.В., Гусева В.И., Курошевой Г.М., Некрасова С.Ю., Соболевой В.Ф. Соловьева А.В., Таль Г.К. и др.
1. Теоретические основы регулирования трудовых отношений в процедурах банкротства
1.1 Арбитражный управляющий и регулирование трудовых отношений в процедурах банкротства
Принцип рассмотрения в арбитражных судах дел о банкротстве закреплен в п. 1 ст. 32 Закона о банкротстве. Данные дела рассматриваются по правилам Арбитражного процессуального кодекса (АПК) РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Согласно АПК РФ и Закону о банкротстве, заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника – юридического лица или по месту жительства гражданина, в т. ч. индивидуального предпринимателя, и не может быть передано на рассмотрение третейского суда (ст. 38 АПК РФ, п. 1 и 3 ст. 33 Закона о банкротстве).
Закон четко определяет признаки несостоятельности: минимальная сумма неисполненных обязательств при банкротстве предприятий составляет 100 тысяч рублей, а минимальная просрочка - три месяца. После этого суд, рассмотрев аргументы сторон, должен принять решение. Если судьи в принципе соглашаются с необходимостью банкротства, то, как правило, в процессе появляется новое действующее лицо - арбитражный управляющий. На разных этапах процедуры банкротства должность этого человека может называться по-разному: временный, административный или конкурсный управляющий, но суть от этого не меняется - это назначенное судом должностное лицо берет в свои руки управление банкротящейся компании.
Роль арбитражного управляющего зависит от этапа банкротства, которое проходит предприятие. Но если обобщить, то арбитражный управляющий, прежде всего, призван обезопасить активы компании от незаконного изъятия и добиться наиболее полного удовлетворения требований кредиторов.
Действующим Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) предусмотрено пять процедур, применяемых в деле о банкротстве: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Каждая из процедур имеет свою цель, функции и сроки.
Этап 1: наблюдение как обеспечительная мера
Закон ввел новую процедуру - процедуру наблюдения, которая должна обеспечить сохранность имущества должника с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до вынесения этим судом решения. Поэтому при введении наблюдения применяются ограничения по удовлетворению имущественных требований к должнику и исполнению исполнительных документов по имущественным взысканиям.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--