Курсовая работа: Резервы снижения себестоимости

За годы реформ производство в легкой промышленности сократилось почти в 8 раз, а в ее подотраслях, выпускающих готовую продукцию, еще больше – в 12 – 15 раз. Однако полки магазинов заполнены в достаточном количестве одеждой, обувью и другими товарами легкой промышленности и покупатели не замечают того, как уменьшился выпуск российских изделий.

Финансовое положение предприятий легкой промышленности крайне тяжелое. Безденежье вынуждает многие предприятия во избежание остановки производства работать на давальческом сырье, нередко получая за это средства лишь на выплату заработной платы.

Постоянные финансовые трудности лишают предприятия возможности использовать даже амортизационные отчисления на обновление оборудования. Ограниченные финансовые возможности предприятий легкой промышленности делают практически невозможным проведение технического перевооружения за счет собственных средств.

За эти годы по техническому оснащению легкая промышленность России отстала не только от передовых стран, но и развивающихся стран Юго-Восточной Азии, Турции и других, в которых легкая промышленность растет быстрыми темпами на базе самого современного оборудования.

В России оборудование в последние годы практически не обновлялось, оно физически и морально стареет. Прогрессирующее старение основных фондов обусловливает снижение уровня конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Доля производственных мощностей, не отвечающих требованиям по выпуску конкурентоспособной продукции, в легкой промышленности составляет около 50 %. Это самый высокий показатель из всех отраслей промышленности.

Рост цен сдерживает развитие легкой промышленности. Дальнейшему росту производства также мешает невысокая конкурентоспособность отечественной продукции и весьма скромные финансовые и инвестиционные возможности отрасли.

Проблема достижения конкурентоспособности за счет лучшего качества и более низких затрат становится все острее. К сожалению, реформы не только ни на шаг не приблизили легкую промышленности к этой цели, а наоборот, отдалили от нее.

В целом рост розничных цен на отечественные изделия продолжается, поскольку развитие производства сопровождается постоянным увеличением цен производителей.

Для этого имеются все предпосылки, в том числе связанные с так называемыми инфляционными ожиданиями, которые в свою очередь заставляют производителей подстраховываться от постоянного увеличения тарифов на электроэнергию, перевозки, роста цен на топливо и т. д. В 2002 году рост средних различных цен на товары легкой промышленности продолжится. Их динамика, безусловно, будет определяться тенденциями, сложившимися в предыдущем году и она по – прежнему в значительной степени будет зависеть от динамики доходов основной массы населения.

II . Основная часть

1. Теоретические основы разрабатываемой темы.

Себестоимость продукции

Себестоимость продукции служит одним из важнейших экономических показателей, характеризующих эффективность работы предприятия.

Себестоимость – это выраженные в денежной форме затраты предприятия, связанные с использованием основных средств, сырья, материалов, топлива и энергии, труда, а также других ресурсов на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции является экономической категорией, связанной с существованием самостоятельных хозяйствующих субъектов в условиях товарно-денежных отношений и показывает, во что предприятию обходится производство и сбыт продукции. При этом себестоимость является категорией простого воспроизводства, поскольку, постоянно возмещаясь в цене продукции, она позволяет предприятию возобновлять выпуск в неизменном масштабе.

В практике работы промышленности, в зависимости от условий, назначения и конкретного объекта исчисления, различают следующие основные виды себестоимости.

1. Индивидуальная и отраслевая себестоимость. Каждое предприятие определяет себестоимость всей выпускаемой продукции с учетом своих технических организационных особенностей, которые находят отражение в уровне и структуре индивидуальных особенностей себестоимости продукции. Себестоимость в целом по предприятию определяется на основе годовой сметы затрат на производство.

2. Цеховая, производственная и полная (коммерческая) себестоимость. Цеховая себестоимость продукции определяется суммой затрат всех цехов предприятия при цеховой системе управления предприятием. Она включает затраты на производство продукции, связанные с ее изготовлением с добавлением расходов по управлению и обслуживанию цехов – общепроизводственных расходов.

3. Себестоимость центра затрат. Эта себестоимость складывается по отдельным структурным подразделениям предприятиям (цехам, участкам, бригадам, установкам), функционирование которых связано с каким – либо законченным технологическим циклом изготовления продукции и во главе которых стоит менеджер, ответственный только за расходование средств подразделения – центра затрат. Указанная себестоимость включает в себя расходы, относящиеся к деятельности данного центра затрат и является необходимой предпосылкой для осуществления внутрифирменного расчета.

4. Базисная себестоимость используется для определения цены предложения предприятия – изготовления продукции. Она может рассчитываться или на базе полных затрат, или на базе прямых переменных затрат в зависимости от того, какую ценовую стратегию выберет предприятие в данное время.

Помимо видов существуют также формы себестоимости, которые может принимать каждый ее вид.

1. Плановая себестоимость. Плановая себестоимость определяет работу предприятия на определенный плановый период. Обычно плановая себестоимость рассчитывается на год с разбивкой по кварталам. В ее основе лежат усредненные, максимально допустимые нормы расхода различных видов ресурсов, поэтому плановая себестоимость, по сути, является максимально допустимой величиной, отклонение от которой в большую сторону является нежелательным для любого предприятия.

2. Отчетная (фактическая) себестоимость определяется фактическими затратами на производство и реализацию продукции и характеризирует степень выполнения плана за отчетный период. Отклонение отчетной себестоимости от плановой вызывается, прежде всего, причинами, обусловленными неудовлетворительной работой самого предприятия, поскольку в этом случае имеют место реальные потери от простоев, брака и недостачи материальных ценностей. Кроме того, отклонение отчетной себестоимости от плановой может быть связано с причинами, непосредственно не зависящими от деятельности предприятия. К таким причинам относятся изменения цен на сырье и материалы, тарифов на электроэнергию, норм амортизационных отчислений, нормативов отчислений во внебюджетные фонды и прочее.

3. Нормативная себестоимость. В отличие от плановой себестоимости, нормативная себестоимость рассчитывается на основе текущих норм расхода материальных и трудовых ресурсов столько раз в год, сколько раз происходит изменение данных норм и нормативов.

Нормативная себестоимость имеет место на тех предприятиях, где применяется нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Себестоимость продукции формируется из множества видов затрат, имеющих различную экономическую природу и по – разному влияющих на ее общий уровень.

В укрупненном виде в состав затрат, образующих себестоимость продукции, следует включить:

а) расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции;

б) текущие расходы, связанные с производством и реализацией планируемого объема продукции;

в) расходы на подготовку и переподготовку кадров;

г) расходы по улучшению качества и повышению конкурентоспособности продукции;

д) расходы по технике безопасности и охране труда.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 564
Бесплатно скачать Курсовая работа: Резервы снижения себестоимости