Курсовая работа: Роль воспитания в социализации личности учащегося начального профессионального образования
Становление и развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека, но особенно четко этот процесс прослеживается в детском и подростковом возрасте. Именно в это время закладываются многие факторы, которые будут служить ориентиром дальнейшего развития личности человека. Каждый человек, в процессе реализации себя как личности, исполняет свою социальную роль. И здесь важно, чтобы его социальная роль не вступала в противоречия с обществом, не вносила в общество деструктивные элементы, элементы разрушения.
От воспитания подростка, от воздействий на него в период становления личности во многом зависит будущая жизнь человека, процесс социализации его личности в обществе. Немаловажное влияние на этот процесс оказывают средства массовой информации.
В современном мире увеличивается роль информации в развитии общества и происходит бурный прогресс средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), что позволяет говорить об информатизации общества и образования. Под информатизацией образования понимается процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования, современных ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания в здоровьесберегающих условиях.
В этой связи актуально изучение роли воспитания в социализации личности учащегося.
Будущему специалисту сферы образования необходимы знания основных закономерностей процесса воспитания в условиях глобальной информатизации общества и образования, основных видов информационных ресурсов и информационных процессов в обществе, социально-педагогических особенностей процесса информатизации образования, социальных аспектов информационной безопасности личности и общества.
В соответствии с приведенной актуальностью, тема данной работы сформулирована как «Роль воспитания в социализации личности учащегося начального профессионального образования».
В качестве цели данной работы выступают рассмотрение и анализ воспитательного процесса в социализации личности учащегося начального профессионального образования.
Объект исследования данной работы - воспитательный процесс в начальных профессиональных учебных заведениях. Предметом исследования является процесс социализации личности.
Гипотеза работы: социализация личности будет проходить более продуктивно при условиях: управления процессом социализации целенаправленной организации внеклассных мероприятий, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для проверки гипотезы нужно рассмотреть и изучить понятия воспитание, социализация, проанализировать воспитательную работу в средних профессиональных учебных заведениях.
В данной работе используются методы: изучение литературных источников, документов, анализ результатов деятельности, метод анкетирования; методы обработки и осмысление полученных педагогических данных: теоретический анализ, математический и статистический метод.
В соответствии с заявленными актуальностью, темой, гипотезой и целью, структура данной работы построена таким образом, что в начале рассматриваются общие вопросы социализации и воспитания подростка, а затем – вопросы воздействия на указанные процессы средств массовой информации и информационных технологий с учетом конкретных примеров.
Глава 1. Роль воспитания в социализации личности учащихся
1.1 Содержание понятия социализация
Понятие "социализация" стало так широко распространяться, что его можно встретить не только в социологических исследованиях, но и в психологических и педагогических работах, в исследованиях по криминалистике, этнографии, социальной работе. Социализация употребляется в самых разнообразных смыслах, вплоть до полной потери своего собственного и обозначения смысла, прямо противоположного.
Так, например, в работе Л.Н.Рыбаковой [1,10] мы встречаем характерную фразу: "Включение в употребление наркотиков можно рассматривать как социализацию относительно норм девиантного поведения, как результат обучения". Другой автор присоединяется к этому и пишет: Проведенное исследование не только подтверждает такую точку зрения, но и позволяет понять и описать, как начинается и как происходит такое обучение в современных условиях" [2,75]. Здесь смешиваются понятия социализации и обучения, социализации и адаптации (приспособления). И потому появляется парадоксальная фраза про "социализацию относительно норм девиантного поведения".
Еще пример В.И.Чупров пишет, что сегодня преемственность между родительским поколением и молодежью "по большинству параметров прервана, и потому нынешние молодые люди поставлены перед необходимостью не столько усвоения, сколько отрицания опыта старших поколений:", кроме того, происходит расширение "контакта молодежи с новыми социальными посредниками, такими, как нетрадиционные формы наемного труда и его оплаты, изменившиеся отношения собственности, малый бизнес. Это отражается в изменении механизмов социализации молодежи" [3,94]. Здесь мы видим применение термина "социализация" в смысле приспособления ко всему, что происходит в обществе, ко всяким нормам и ценностям, в том числе к аморальным и неправовым.
Почему происходит расширение содержания понятия "социализация"? Причин несколько, среди которых не последнюю роль играет отсутствие у понятия "социализация" парной (полярной) категории. Категориальной парой для социализации могла бы стать "девиация". Это позволило бы ограничить основное содержание не только понятия социализации, но и девиации, которое также в этом нуждается.
Тот факт, что даже социологи "попадаются на удочку", некорректно используя понятие социализации, говорит о серьезности обозначенной научной проблемы. Рассмотрение практики использования понятия социализация в социологической, педагогической, философской и др. Научной литературе позволяет открыть панораму смыслов этого ключевого социологического понятия.
Согласно самому общему определению, социализация - "процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе" [4,66]. Анализ различных концепций социализации показывает, что она имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса:
1) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека - в детстве, отрочестве, юности;
2) процесс формирования личности - развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.
Определения понятия социализации, кроме процесса обретения социальной природы, социального опыта, отражают широкий спектр других процессов и явлений: это и адаптация, и инкультурация, и освоение норм и ценностей, и обучение, и освоение ролей, и становление личности, приобретение ею особых качеств. Широта подхода в данном случае неизбежна - концепции выстраиваются на категориях предельной абстракции личность и "общество". Это значит, что все процессы, происходящие между ними, чрезвычайно разнообразны. Мы осознаем масштабность и полифункциональность процесса социализации, а значит и фундаментальность понятия со всем многообразием его смыслов. Однако любая категория, понятие или термин должны иметь свои границы.
Социализация и "девиация" - полярные категории. Таким спасительным маяком нам представляется противопоставление социализации и девиации. Нельзя допускать их смешения. К сожалению, тенденция к такому смешению, как мы видели, существует. Выход из такой понятийной путаницы в принципиальном, на наш взгляд, уточнении понятия социализация как процесса, необходимо включающего освоение человеком прежде всего норм морали и права данного общества. Сущность социализации состоит в том, что человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит, в процессе приобщения, освоения моральных и правовых норм [5,9]. На этом месте сделаем переход от рассуждений о социализации как процессе к пониманию социализации как результата.
Все концепции социализации делят на тяготеющие к субъект-объектному и к субъкт-субъектному подходу. Согласно субъект-объектному подходу, социализированность определяется способностью успешно ориентироваться в общественной жизни, а также проявлять конформность к социальным предписаниям. Согласно субъкт-субъектному подходу, социализированность определяется степенью способности человека быть субъектом собственного развития и в какой-то мере общества в целом. При этом особое внимание уделяют наличию (и качественному составу) у человека ценностных ориентаций и умению их менять [5,158-159]. Мы подчеркиваем, что в любом случае социализированность определяется степенью освоения и принятия норм морали и права. Именно освоение норм морали и права объединяет субъект-объектный и субъект-субъектный подходы, является общим для них.
Нормы морали и права - это то, что является общим для социализации и воспитания. Воспитание является составной и, по-видимому, самой важной частью социализации, оно создает основу для духовного развития личности.
Анализ множества определений социализации показал, что среди них редко встречаются такие, где четко обозначен главный вектор социализации: положительная направленность на нормы морали и права. Социализация не сводится лишь к усвоению этих норм, но они являются критерием, показателем, ориентиром, относительно которого только и можно разграничить - происходит ли в процессе приспособления человека к обществу социализация или, напротив, возникает девиация. Принятие такого вектора позволяет однозначно определять не только социализацию как процесс принятия норм морали и права, но и девиацию как отклонение от них.
Мы считаем, что учесть этот принципиально важный вектор может определение социализации как такого процесса приспособления человека к обществу, который способствует социальной стабильности в обществе (в смысле его здорового состояния) и развитию личности (в направлении духовного здоровья). Без освоения людьми норм морали и права, без процесса социализации не будет устойчивости развития ни общества, ни личности. Если же в процессе приспособления человека к обществу не происходит приобщения к нормам морали и права или происходит отход от таких норм, это уже не социализация, а девиация.
Таким образом, успешная социализация предполагает, с одной стороны, способность быть конформным обществу (когда оно здорово), с другой - способность ему противостоять, если в нем появляются тенденции к отходу от моральных ценностей. Отклоняться от норм морали могут как индивиды, так и общество. В первом случае это ведет к девиации и отклонению в развитии личности, во втором случае - к болезни общества (аномии). Основное - это нормы морали и права, причем, приоритет, конечно, за первыми. Правовая ответственность за поведение, по сути дела, является определенным, закрепляемым в законоустановлениях минимумом моральной ответственности. Этот минимум заключает в себе те моральные требования к поведению, которые безусловно отрицают, осуждают, запрещают его общественно опасные формы.
Девиация - отклонение от социальных норм (морали и права). О необходимости четко связывать социализацию с нормами морали и права наглядно свидетельствуют также определения понятия девиация. Так, при определении отклоняющегося поведения (девиантного и делинквентного) отмечается, что оно представляет собой "несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества" [6,220]. Также в этом контексте говорят об отклонении от общепринятых, культурных норм.
При определении антиобщественных явлений, говорится, что они находятся в противоречии с общепринятыми нормами нравственности и гуманизма.
Если не различать четко социализацию и девиацию, понятия сливаются и теряют всякий смысл и научную (познавательную) ценность. Академик В.Н.Кудрявцев и Ю.В.Кудрявцев в работе "Социальные отклонения" отмечают, что "при оценке отклонений от социальных норм недопустим так называемый конвенционалистский (или релятивистский) подход, согласно которому "все относительно" и "каждый по-своему прав" [10,100].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--