Курсовая работа: Семантика и прагматика глаголов говорения в английском языке
Введение
Глаголы говорения неоднократно являлись объектом лингвистических исследований, в которых изучались их лексическая и категориальная семантика, а также функционирование в различных структурах. В лингвистической литературе достаточно полно описана номенклатура семантической структуры рассматриваемой группы глаголов на системно-парадигматическом уровне, также имеются данные, касающиеся особенностей их функционирования в предложении - высказывании. Однако до сих пор в лингвистике нет работ, рассматривающих функциональную категоризацию глаголов говорения с описанием механизма варьирования их категориального статуса с позиций функционально - семиологического и прототипического подходов к формированию категориального значения предикативных единиц.
Глаголы говорения являются одним из самых исследуемых объектов в лингвистических изысканиях. Интерес к данной группе лексических единиц обусловлен как сложностью их семантической структуры, так и неоднозначностью в вопросе выделения синонимических рядов и тематических групп.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью общетеоретического осмысления процессов функциональной категоризации глаголов говорения, выяснения механизма, детерминирующего особенности функциональной категоризации на формальном (синтаксическом), семантическом и понятийном уровнях, и условий формирования особого лексического и категориального значения названных глаголов в рамках предложения - высказывания.
Актуальность исследования также определяется целями и задачами обучения активному и корректному владению иностранным языком.
Цель курсовой работы состоит в выявлении факторов и условий, детерминирующих процесс функциональной категоризации языковой картины мира, а также в определении специфики функциональной категоризации трёх групп глаголов соответственно с прототипами tell, say и speak.
Поставленная цель диктует следующие задачи исследования:
1. Определение и описание механизмов и условий функциональной категоризации глаголов говорения.
2. Выявление критериев и условий, при которых возможно синкретичное изменение категориального и лексического значения исследуемых глаголов.
3. Сопоставление системно-парадигматического и функционального уровней анализа глаголов говорения.
4. Уточнение номенклатуры прототипических акциональных и неакциональных характеристик глаголов говорения.
5. Установление степени зависимости категориального статуса предиката от его субъектно-объектных отношений в структурной схеме предложение-высказывания.
6. Определение набора наиболее рекуррентных лексических единиц, способных передавать значения однонаправленного/неоднонаправленного говорения.
1. Семантический анализ глаголов говорения
1.1 Глаголы говорения и различные подходы к их изучению в современном английском языке
В лингвистике исследование глаголов говорения (глаголов речи, коммуникативных глаголов) шло по разным направлениям и отечественные, и зарубежные ученые ставили перед собой разные задачи. Данный класс глаголов изучался с точки зрения их лексической и грамматической семантики, с точки зрения синтаксических свойств данных глаголов, на функциональном уровне, в аспекте соотношения мышления и речи, с точки зрения логико-семантических свойств глаголов речи.
Долгое время объектом анализа служили глаголы, обозначающие лишь процесс речи в его чистом виде. Глаголы же, реализующие некую деятельность в акте речи, исключались из круга рассматриваемых. В свете данного подхода считается, что глаголы речи обозначают действие (в широком смысле), совершаемое речевым аппаратом, то есть произношение членораздельных звуков (отдельных слов или фраз) в процессе речевого общения. Долгое время в тематической группе глаголов, содержащих указание на процесс речи, разграничивались две основные группы:
а) глаголы, обозначающие собственно процесс речи и его основные функции (сообщение, беседа, рассказ): tell, say, speak, talk.
б) глаголы, обозначающие какое-либо другое действие, которое может быть реализовано в процессе речи (устной или письменной): command, order, affirm, repeat.
В свою очередь глаголы, обозначающие собственно процесс речи, могут быть разделены на две подгруппы:
1. Глаголы, в семантике которых имеется обозначение одной из функций процесса речи в его чистом виде, без дополнительной характеристики:
а) глаголы наиболее общего обозначения процесса речи: tell, say, speak, talk.
б) глаголы более узкого обозначения речевого процесса: narrate, express, repeat, declare.
2. Глаголы, содержащие дополнительную характеристику процесса речи – его продолжительность, начало, конец, сила звучания, четкость произношения и так далее. Как правило, здесь выделяются глаголы с дополнительными адвербиальными словами, характеризующие данный процесс.
Основатели данного подхода к изучению глаголов речи, были склонны полагать, что данные языковые единицы называют процесс речи в его наиболее общем содержании. Другими словами, исследуемые глаголы следует рассматривать вне дополнительной характеристики звучания, тона, эмоциональной оценки. Раскрыть же какую-либо дополнительную информацию о высказывании мы можем только при наличии у глагола одной из конструкций, показывающей содержание высказывания или предмет речи: конструкции с прямым или косвенным дополнением, с прямой речью или с придаточными дополнительными или обстоятельства.
В дальнейших исследованиях стала учитываться взаимосвязь между лексико-грамматической сочетаемостью глагола и его лексическим значением:
1. выявления, с какими частями речи, в каких формах или с какими синтаксическими конструкциями сочетаются глаголы говорения
2. определение характера взаимоотношений между значением глагола и его сочетаемостью.
Основоположники данного подхода относят к тематическому разряду глаголов говорения те глаголы, которые, как единицы словаря, вне контекста обозначают процесс говорения. Наряду с общим семантическим признаком целой группы (выражения процесса речи) каждый глагол указывает и на определенный речевой акт. Некоторые глаголы говорения выражают собственно процессы говорения, другие обозначают процессы речи, связанные с иными сторонами жизни и деятельности человека – волеизъявлением, проявлением различных эмоций. Таким образом, в спектр анализируемых глаголов попали и глаголы, в семантике которых речь сочетается с оценкой, каузацией, истинностью и так далее. В связи с этим, сторонники данного подхода выделяют три большие группы: а) глаголы, обозначающие собственно процесс говорения; б) глаголы, обозначающие процесс речи и характеризующие его в зависимости от задач коммуникации; в) глаголы, обозначающие процессы речи, связанные с другими сторонами жизни и деятельности человека.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--