Курсовая работа: Символика света в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Введение
Глава 1. Символ в литературе
Глава 2. Исследование работ по символике света Достоевского
Глава 3. Мифологическая символика света
Глава 4. Символика света в «Преступлении и наказании»
Заключение
Список литературы
Введение
Моя курсовая работа называется «Символика света в романе Достоевского Ф. М. «Преступление и наказание».
Актуальность исследования :
Актуальность данной работы определяется следующими фактами:
1) Символика света в романе Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание» недостаточно изучена.
2) Достоевский по праву считается одним из лучших писателей в мире. Тонкий психологический анализ внутреннего мира героев его романов ещё глубже раскрывается через призму символики света, где не последнее место занимают христианские символы.
Объект исследования : Символика света в романе Достоевского Ф. М. «Преступление и наказание».
Целью исследования данной работы является раскрытие символики света в романе «Преступление и наказание».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Задачи:
1) Изучить теорию вопроса по проблеме символа.
2) Изучить историю исследований этой проблемы у Достоевского.
3) Рассмотреть теоретический материал по символике света.
4) Проанализировать символику света «Преступления и наказания»
Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы, в которых рассмотрены теория определения символа, проблемы символа и его связь с реалистическим искусством (Ф.В. Шеллинг, А.Ф. Лосев, С.С. Аверинцев, А.П. Квятковский), работы по изучению символики света Достоевского в данном произведении (А.Ф. Лосев, К.В. Мочульский), а так же словарные статьи по символике света в мифологии (В.Н. Топоров, Дж. Трэссидер).
Глава 1. Символ в литературе
В искусстве символ всегда имел особо важное значение. Это связано с природой образа - основной категории искусства. Так как в той или иной мере всякий образ условен и символичен уже потому, что в единичном воплощает общее. В художественной же литературе известная символичность таится в любом сравнении, метафоре, параллели, даже подчас эпитете. В связи с этим ниже мы приведём несколько определений символа.
«СИМВОЛ художественный (греч, σύμβολον – знак, опознавательная примета) – универсальная категория эстетики, лучше всего поддающаяся раскрытию через сопоставление со смежными категориями образа, с одной стороны, и знака – с другой»[1] .
Уже то обстоятельство, что любой символ вообще имеет «смысл», само символизирует наличность «смысла» у мира и жизни. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре символа как два полюса, немыслимые один без другого (ибо смысл теряет вне образа свою явленность, а образ вне смысла рассыпается на свои компоненты), но и разведенные между собой и порождающие между собой напряжение, в котором и состоит сущность символа. Переходя в символ, образ становится «прозрачным»; смысл «просвечивает» сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива, требующая нелегкого «вхождения» в себя.
Определение символа по А.Ф.Лосеву: «Символ есть принцип бесконечного становления с указанием всей той закономерности, которой подчиняются все отдельные точки данного становления ».
Всякий символ, во-первых, есть живое отражение действительности, во-вторых, он подвергается той или иной мыслительной обработке, и, в-третьих, он становится острейшим орудием переделывания самой действительности»[2] .
«Функциональность и отражение действительности, обобщенность единичных явлений, закономерность соотношения общего и единичного и возможность разложения в бесконечные ряды — все это дается в символе непосредственно-интуитивно»[3] .
По теории Лосева также очень важно наличие смысла у символа: «Дело в том, что всякий символ указывает на некоторый предмет, выходящий за пределы его непосредственного содержания. Он всегда содержит в себе некоторого рода смысл, но не просто смысл самих вещей, отражающих друг друга. Смысл всегда указывает на нечто иное. Однако здесь идет речь не просто об ином, но о том сознании и о том мышлении, в котором вещь отражается. Под символом же все языки, употребляющие такой термин, понимают известного рода отражение, но уже в сознании и мышлении, а не просто в самой же физической или физиологической действительности. Смысл вещи есть нечто более общее, чем ее символ; и чтобы стать символом, он должен быть еще определенным образом разработан и организован»[4] .
«Символ – (греч, σύμβολον – знак, примета) многозначный предметный образ, объединяющий собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности, родственности»[5] .
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--