Курсовая работа: Социальная работа с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением
Введение
Обращение к проблеме исследования девиантных подростков насчитывает в настоящее время огромное количество работ. Необходимо серьезное изучение специфики социально-экономической и социокультурной ситуации, индивидуальной и социальной психологии, этических норм, традиций общественного и семейного воспитания, с учетом которых должна строиться отечественная социальная политика и работа с девиантными детьми и подростками.
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Одна из основных причин, вызвавших массовое распространение в молодежной среде курения, употребления алкоголя и наркотических средств – это происходящие перемены в стране. Ввиду кризисной ситуации государство отвернулось от нужд подрастающего поколения. Подтверждением тому является повсеместная доступность, дешевизна алкогольной продукции, снятие уголовной ответственности за употребление наркотических веществ, отсутствие системы мер в борьбе с вредными привычками, как факторами риска.
Проводить профилактику намного проще, чем в последствии пытаться что-то изменить. Но, к сожалению, в нашем обществе до сих пор не предпринимается достаточно мер для профилактики девиантного поведения молодёжи.
Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка.
Очень часто причины девиантного поведения несовершеннолетних кроются в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера его психики. Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы. Потому тема нашей курсовой работы «Социальная работа с семьей имеющей подростка с девиантным поведением».
Работа с семьей на современном этапе усложнилась и требует новых форм и методов, новых подходов. Воспитательная функция семьи серьезно нарушена, она задавлена проблемой выживания, поиском средств к существованию, значимость семьи пошатнулась. Отношения детей и родителей свернуты до минимума. Именно поэтому сейчас особое место занимает задача укрепления и развития семьи, как важнейшей среды формирования и воспитания человека.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т.п. Преодолеть эти ошибки – задача современной семьи.
Объект исследования – семья, имеющая подростка с девиантным поведением
Предмет исследования – процесс социальной работы с семьей имеющей подростка с девиантным поведением
Цель – изучить и проанализировать проблему социальной работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением
Задачи:
1) изучить научную литературу;
2) определить, что такое девиантного поведение;
3) выявить основные направления социальной работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением;
4) обобщить опыт работы с семьей имеющей подростка с девиантным поведением;
5) провести анализ эмпирического исследования.
Методы: анализ научной литературы; анкетирование
База исследования: Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя образовательная школа №47
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы специалистами по социальной работе с семьей и другими специалистами заинтересованными решением данной проблемы.
1. Теоретические основы исследуемой проблемы социальной работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением
1.1 Девиантное поведение в теории социальной работы
Девиантное поведение (от лат. deviation – отклонение) – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином виде. Например, преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция. Не всегда проявляется в негативном выражении. Также девиацией является одаренность, чрезмерная доверчивость, открытость в сообществе. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя (Леонова И.В.).
Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение – реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения (Эмиль Дюркгейм).
Нормальный человек – это настоящий кентавр-образ (в терминах Ж.Т. Тощенко), противоречивый, неуловимый, изменяющийся. Согласно условной модели нормального человека, представленной в работах Т.А. Хагурова, это человек, адекватно понимающий и мысленно репрезентирующий реальность и способный к когнитивным операциям со сложными абстракциями, соотносящий свое поведение с духовно-нравственными ценностями, ищущий и обретающий смысл своей жизни, придерживающийся аскетической морали, ограничивающий свой индивидуальный гедонизм. Трудно не согласиться с автором, что такую модель можно обнаружить на уровне любой социокультурной системы. В реальном обществе стоит обратить внимание на парадоксальность сознания индивидов в части восприятия нормы, которая людьми различных возрастных групп воспринимается по-разному. Парадоксальность заключается в том, что норма универсальна для всех членов общества, но критерии нормальности воспринимаются представителями различных социально-демографических групп по-разному.
По мнению Ж.Т. Тощенко девиантное поведение можно разделить на следующие виды:
Агрессивное поведение (деструктивное).Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий – индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--