Курсовая работа: Социально-психологические особенности общения в подростковом возрасте гендерный аспект
Введение
Исследование социально-психологических особенностей общения в подростковом возрасте. Гендерный аспект
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
Введение
Как известно, потребность в общении, в позитивных отношениях с другими людьми является одной из основных человеческих потребностей. От того, насколько успешен человек в общении, в значительной степени зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого.
В жизни каждого человека бывают периоды, когда вопросы общения ставятся особенно остро. Впервые это часто происходит в подростковом возрасте. Группа сверстников становится для подростка той средой, в которой он пытается реализовать свои потребности и способности. Один ищет подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому нужна эмоциональная сопричастность с группой. Третий получает недостающую информацию и развивает коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет лидерские потребности. В школе такой группой для многих подростков является класс.
С целью формирования и развития навыков общения у подростков на протяжении нескольких лет в нашей школе проводятся занятия по курсу «Психология человека и общества». Они позволяют не только осмысливать свои представления о человеке, но и знакомиться с мнениями и теориями, уже существующими в науке и культуре. Выйти на понимание социальных явлений и ситуаций..
Но общение в классе - это не просто общение ровесников, но и общение мальчиков и девочек. Поэтому изучение общения в группе должно предполагать такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на социальные и психические явления.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. В работах, посвященных данному вопросу, достаточно часто используется понятие «гендер».
Гендер в психологии — социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Иными словами, быть женщиной или мужчиной - значит следовать определенным социокультурным образцам, предъявляемым обществом по отношению к человеку на основании принятых правил пола.
? ??????????? ???????? ?????????-??????? ??????? ?????? ? ?????? ? ???????????? ??????? ???????????? ????????? ?????????, ????? ????? ???????????? ????? ?????? ?????????????? ???? ??????????? ? ??????????????? ????? ???????????????. ? ?? ?? ????? ? ???????????? ????? ?? ????????? ? ??? ??? ???? ????? ???????????? ? ??????????????? ? ????????? ????? ??????. ? ??????????? ?????????? ????? ??? ???????????? ???????????? ?????????????? ? ?????????????. ??????????? ? ???????????? ???????? ??????? ?????? ???? ???????, ???????????, ????????, ???????????, ???????????????, ??????????????? ?? ?????????????? ??????????. ??????? - ??????, ?????????, ??????????, ??????, ?????????, ?????????????, ??????????????? ?? ?????.Гендерные роли усваиваются в процессе социализации. Освоение половой роли предполагает наличие не только определенного типа поведения, но и личностных особенностей и даже всего образа жизни.
????????????? ?????? ???????? ????????? ???????????? ???????? ???????? ??????????? ??? ??????, ??? ? ???????????????? ????. ??????????????? ?????????, ??????????? ? ??????????? ?????????? ? ???, ?? ???????? ????????, ??? ???????? ????? ????? ??? ???????? ? ?????????, ? ??????? ??????????? ???????? ????????????? ?????? ? ????????. ??? ??????????? ???????? ???????? ??? ????????? ????? ???????????? ? ?????? ??????? ????????: ???? ????? ???????? ???????? ?????????, ? ??????? ? ???????. ???????? ?? ????????? ??????? ? ???????? ???????, ?? ????? ???????? ??? ????????? ?????? ????????? ??????????? ? ?????????. ???????? ????? ???????? ???????, ???, ???????, ? ??????? ?????????. ?????????????, ??? ??? ???? ?????? ? ??????? ?????? ??????????????? ?????? ???????? ?? ????????? ???????? ?? ??????? ?????????????? ??? ????.. ????? ???????, ??????? ???????? ????????????? ?????????, ?????? ??? ?????????? ?????? ????? ?????????? ?????????, ? ???????, ? ?????? ??? ?????????? ????????????? ???????. ??? ???? ??????????? ??? ???????????? ? ???, ??? ????????????? ????????? ? ??????? ???? ? ????? ?????? ?? ???????? ??????? ? ??????.Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью изучения и улучшения условий гендерной социализации подростков, подготовкой подростков к жизни в обществе, к выполнению социальных ролей мужчины и женщины.
Цель нашего исследования состоит в изучении социально-психологических особенностей общения в группах мальчиков и девочек.
Цель реализуется через ряд задач:
- Сравнить социометрические структуры в подгруппах мальчиков и девочек;
- Изучить гендерные стереотипы в выделенных подгруппах;
- Определить предпочитаемые качества в друзьях различного пола в зависимости от социометрического статуса;
- Выявить влияние гендерных представлений на статус в группе.
Для достижения цели были выбраны такие методы как «Личностный семантический дифференциал» (Приложение №1) и социометрическая процедура, которая проводилась в режиме группового взаимодействия (Приложение № 2 ).
Результаты исследования позволят повысить коммуникативную компетентность старшеклассников, улучшить отношения в группах подростков.
Исследование социально-психологических особенностей общения в подростковом возрасте. Гендерный аспект
В исследовании приняли участие 48 человек, учащиеся 9- 10 классов Гимназии № 18 города Старый Оскол Белгородской области, из них 18 мальчиков и 30 девочек, средний возраст испытуемых составил 14,43 года.
После ручной обработки тестов, полученные результаты были занесены в сводную таблицу, которая представлена в Приложении №7 . Для обработки использовалась программа Statistika 6.0. Была посчитана первичная статистика (средние, стандартные отклонения), а также проведен корреляционный анализ данных. Для определения достоверности различий использовался линейный коэффициент корреляции Пирсона, при вероятности ошибки – 5%.
На первом этапе анализа были получены следующие «портреты»:
· Девочки с точки зрения девочек
· Мальчики с точки зрения девочек
· Мальчики с точки зрения мальчиков
· Девочки с точки зрения мальчиков
Проведен сравнительный анализ полученных данных.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--