Курсовая работа: Социальное партнерство в сфере труда

Содержание

1. Введение

2. Социальное партнерство в сфере труда

2.1 Представители работников и работодателей в социальном партнерстве

2.2 Органы социального партнерства

2.3 Коллективные переговоры. Договоры и соглашения

3. Участие работников в управлении организацией

4. Ответственность сторон социального партнерства

Список использованной литературы

1. Введение

Впервые определение социального партнерства дано в ст. 23 ТК РФ. Согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации «социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений»[1]

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Если органы государственной власти и местного самоуправления выступают в качестве работодателей или их представителей, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, они тоже являются сторонами социального партнерства.

Ю.В. Беляникова в своем учебном пособие пишет, что «цель социального партнерства — согласование интересов работников и работодателей. Отношения могут быть как двусторонними (между работниками и работодателями, представителями работников и представителями работодателей), так и трехсторонними (с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления).» [2]

Основными принципами социального партнерства являются:

- равноправие сторон;

- уважение и учет интересов сторон;

- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Существуют различные уровни социального партнерства — федеральный, региональный, отраслевой, территориальный, уровень организации. Низшим уровнем социального партнерства является сотрудничество в рамках организации. Взаимные обязательства работников и работодателей выражаются в коллективном договоре. На каждом из уровней решается установленная законом задача по регулированию трудовых отношений. На федеральном уровне социального партнерства устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации; на региональном уровне — в субъекте РФ; на отраслевом уровне — в отдельной отрасли либо в отраслях; на территориальном уровне — на территории муниципального образования.

Исходя из вышеизложенного актуальность темы «Социальное партнерство. Понятие, уровни, принципы.», на мой взгляд, заключается в следующем: существуют постоянные противоречия между интересами работника и работодателя. Для работника заработная плата является главным источником материальных благ, а для работодателя она является одним из видов издержек влияющих на размер получаемой прибыли. Однако, несмотря на противоположность интересов работника и работодателя они вынуждены идти на социальное партнерство, поскольку работодатель, понимая,, что эффективность производственной деятельности его предприятия зависит от квалификации работников, их производительности труда, совершенствования технологического процесса и других обстоятельств. С учетом этого работодатель вынужден расходовать денежные средства на переобучение работников, решение их социальных вопросов, жилищных, бытовых, медицинских и других. Работник, ощущая на себе меры предпринятые работодателем по улучшению условий труда, решению социально-бытовых вопросов старается надлежащим образом исполнять свои трудовые обязанности.

Целью данной работы является всестороннее изучение социального партнерства в сфере труда.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 1963
Бесплатно скачать Курсовая работа: Социальное партнерство в сфере труда