Курсовая работа: Совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы
Формирование концепции совершенствования оплаты труда в Российской Федерации ставит перед экономической наукой и практикой комплекс проблем. Применительно к бюджетной сфере важно преодолеть стереотип ее восприятия как второстепенной. Подобный подход недопустим, поскольку он влечет за собой падение в массовом сознании престижа труда врачей, педагогов, ученых, работников культуры и искусства - людей, которые обеспечивают физическое и нравственное здоровье нации.
Актуальность совершенствования оплаты труда в бюджетной сфере очевидна. Необходимо повысить стимулирующую роль заработной платы как основного источника доходов трудящихся, обеспечив при этом оптимальные соотношения между оплатой труда работников бюджетной и внебюджетной сфер. Важно также определить место и роль Единой тарифной сетки (ETC) в организации федеральной системы оплаты труда работников бюджетной сферы, унифицировать тарифные и другие условия оплаты, труда в целях обеспечения единства в оценке трудовой деятельности работников различных отраслей в зависимости от сложности, квалификации и условий труда.
Решить эти задачи на первом этапе можно, приблизив размер оплаты труда работников низших разрядов ETC к величине прожиточного минимума, а также законодательно обеспечив возможность регулирования, заработной платы в субъектах РФ на основе ETC с учетом реально складывающегося уровня жизни в регионах и состояния региональных бюджетов.
бюджетный тарифный сетка оплата труд
Уточнить и дополнить законодательство
В новой Конституции РФ вопросы законодательства о труде отнесены к совместному ведению Российской федерации и ее субъектов. Однако проблема оплаты труда в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджетов различных уровней, не нашла отражения ни в федеральном, ни в региональных законодательствах. В этой связи ETC, утвержденная постановлением Правительства РФ в качестве системы организации оплаты труда в бюджетной сфере, в правовом отношении не является строго обязательной для субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Субъекты РФ и органы местного самоуправления имеют собственные источники доходов и обладают правом самостоятельно определять направления расходования средств своих бюджетов. Поэтому конкретные условия оплаты труда, сроки и размеры повышения ставок и окладов работников учреждений бюджетной сферы местного подчинения определяются субъектами РФ и органами местного самоуправления, исходя из имеющихся финансовых возможностей.
Вместе с тем на фоне нынешней экономической нестабильности (замечу: 80 субъектов РФ получают федеральные трансферты на содержание бюджетной сферы) большинство субъектов Федерации выступает в пользу ETC как неотъемлемого элемента государственной системы организации оплаты труда в бюджетной сфере. Необходимо сохранить все то положительное, что удалось достичь с введением ETC:
упорядочение основных (тарифных) условий оплаты труда по отраслям, финансируемым из бюджетных источников;
устранение перекосов и установление обоснованных соотношений в уровнях заработной платы различных профессионально-квалификационных групп работников в зависимости от сложности труда и квалификации;
ослабление угрозы группового эгоизма, когда одни стремятся улучшить свое материальное положение за счет других.
Отказ от использования ETC в оплате труда "бюджетников" приведет к диспропорциям в уровнях оплаты труда работников одинаковой квалификации, вызовет обострение социальной напряженности.
К сожалению, уже имеются законодательные акты, которые устанавливают отдельные нормы оплаты труда работников некоторых отраслей в обход действующего законодательства о труде. Например, ст. 54 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации "Об образовании", принятого в январе 1996 г., предусматривает, что размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава вузов устанавливается на уровне, в два раза превышающем среднюю заработную плату в промышленности.
Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании , принятый в августе 1996 г., определил минимальный размер ставок для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава вузов в размере не ниже восьмикратного минимального размера оплаты труда и поручил Правительству РФ утвердить "специальную тарифную сетку по оплате труда работников высшего учебного заведения (ст. 30).
Думаю, назрела необходимость законодательно закрепить основные принципы организации оплаты труда в бюджетных организациях на основе ETC путем принятия специального федерального закона, который бы обеспечил согласованность соответствующих мер на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ и местного самоуправления.
По моему мнению, законопроекту следует придать характер рамочного в соответствии с положениями Послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 1998 г.". Этот законопроект должен включать следующие разделы: определение его сферы действия; разграничение прав федерации и ее субъектов в рассматриваемой области;
уточнение прав учреждений и организаций бюджетной сферы в части оплаты труда, определения структуры и штатного расписания;
тарифное регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ETC;
организация оплаты труда работников бюджетной сферы в части компенсационных (обязательных) стимулирующих выплат;
гарантии в области оплаты труда работников бюджетной сферы;
формирование средств на оплату труда бюджетных учреждений и организаций.
Представляется, что в соответствии с этим законом обязательными для субъектов РФ и органов местного самоуправления должны стать количество разрядов оплаты труда и отнесение работников к разрядам оплаты труда,
Недопустимо, чтобы ухудшалось соотношение между ставками и окладами, установленными на основе ETC, и прожиточным минимумом трудоспособного населения, определенным на федеральном уровне, в том числе в соответствии с Генеральным соглашением.
Тарифные ставки (оклады), рассчитанные на основе ETC, должны стать государственной гарантией минимальных уровней оплаты труда на всей территории России для конкретных профессионально-квалификационных групп "бюджетников" при соблюдении установленной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени и при выполнении работником трудовых обязанностей. Указанные гарантии должны обеспечиваться соответствующими бюджетами.
За субъектами Федерации и органами местного самоуправления следует закрепить право дополнительно увеличивать размеры тарифных ставок и окладов для работников бюджетных организаций за счет средств соответствующих бюджетов, исходя из сложившегося в регионе уровня жизни.
Сохранить ETC как основу оплаты "бюджетников"
Многие специалисты связывают устранение разрыва в уровнях оплаты труда работников бюджетной и внебюджетной сфер с совершенствованием ETC: увеличением числа разрядов в сетке, повышением ставки 1-го разряда и межразрядных коэффициентов, более широким применением системы надтарифных выплат.
Такой подход к достижению необходимого соотношения представляется односторонним и недостаточно эффективным, а внесение существенных изменений в ETC - неоправданным»
Все потенциально возможные меры по совершенствованию механизма оплаты труда в бюджетной сфере не достигнут цели до тех пор, пока не прекратится неуправляемый рост заработной платы во внебюджетном секторе экономики. Следовательно, решение проблем оплаты труда в бюджетной сфере должно осуществляться в комплексе с упорядочением организации оплаты труда во внебюджетной сфере на основе единых принципов.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--