Курсовая работа: Стимулирование математической деятельности младших школьников в процессе поиска решения задач с дробями
Понятие «задача» в настоящее время трактуется неоднозначно. По сути, вся человеческая жизнь состоит из решения разнообразных задач: простых и сложных, запланированных и неожиданных, типичных и необычных. От того, как человек решает возникающие перед ним задачи, зависит многое: личная жизнь, карьера, здоровье и т.д.
В ходе решения задач не только развивается мышление учащихся, но и возрастает уверенность в своих силах, развивается самостоятельность, активность, целеустремленность учащихся. Навыки решения предметных задач будут перенесены человеком в жизненные ситуации. На материале своего предмета учитель должен развивать самостоятельность, мобильность, гибкость, альтернативность, креативность мышления учащихся, учить школьников использовать при решении все имеющиеся знания, личный опыт, информацию из художественной и научно-популярной литературы, опираться не только на логику, но и на интуицию, догадку.
В случаях, когда учитель не учитывает индивидуальные особенности учащихся и требует от них быстрого и правильного решения, при этом обязательно ставит отметки, как положительные, так и отрицательные, у детей может выработаться своеобразный комплекс, боязнь задач, интеллектуальное бессилие перед задачей именно в условиях вынужденной и оцениваемой деятельности (при других обстоятельствах эта же задача ими может быть решена).
Когда учитель не даёт учащимся самостоятельности при решении задач, заставляет их действовать строго по алгоритму, постоянно проговаривает его вслух, помогает решать даже самые простые задачи, не оценивает ответы учеников или явно завышает отметки. Это приводит к тому, что у учащихся вырабатывается интеллектуальная пассивность, а в некоторых случаях - выученная беспомощность, то есть неспособность действовать без постоянной опеки и подтверждения правильности выполнения каждой операции.
Для усвоения материала, для выработки навыков не только в решении задачи, но и в других видах работы на уроке нужно следовать ряду правил:
все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками;
ученики должны знать, что учитель верит в их силы и способности;
учитель должен убедить учащихся, что лучше самому приобрести знания и умения, чем списывать у соседа;
учитель должен вызвать интеллектуальное напряжение учащихся: поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, не наказывать за неверные ответы, поощрять задавание вопросов по изучаемому материалу, не давать знания в готовом виде, а выводить их вместе с учащимися, использовать проблемные методы обучения, предлагать учащимся продолжить мысль, сделать по аналогии, догадаться, предположить; дать ученику возможность разобраться, доказать себе и учителю, что он может усвоить материал;
создавать для учащихся ситуации успеха, подчёркивая их интеллектуальные достижения.
Также целый комплекс мотивов заставляет ребёнка трудиться: желание не быть хуже других, стремление к хорошим оценкам, к поощрению, похвале со стороны учителя и родителей, к положительным эмоциям, испытываемым при успешном выполнении задания. Усилия приводят к знаниям и умениям, к хорошим отметкам, у ученика развивается вера в собственные силы, уверенность в себе, инициативность. Так, от урока к уроку формируется активная, успешная личность.
Проблема заключается в том, что мало статей и учебников на данную тему, и не печатались они в течение 2000 – 2007 года.
Актуальностью работы является то, что, когда меняется время, то меняются подходы к стимулированию младших школьников, необходимо в связи с этим проанализировать имеющуюся литературу по данной теме, провести эксперимент, что бы выявить, как влияют стимулы на современного младшего школьника в процессе поиска решения задачи.
Объектом данной курсовой является стимулирование математической деятельности младших школьников при изучении задач с дробями.
Предметом является процесс математики младшими школьниками.
Целью данной работы является теоретическое описание, выявление содержания процесса стимулирования математической деятельности младших школьников в процессе поиска решения задач.
Задачами курсовой работы являются:
анализ литературы по проблеме исследования.
подбор комплекса стимулирующих приемов направленных на достижение умения решать задачи с дробями.
экспериментальная проверка эффективности подобранного комплекса стимулирующих приемов на умение решать задачи с дробями.
Гипотезой в данной работе будет, то, что если использовать комплект стимулирующих приемов (материальное поощрение как стимулирующий прием, моральное поощрение, схематическое построение задачи, оформление содержания наглядным материалом, решение пройденной задачи… ), то это будет способствовать более осознанному изучению программного материала младшими школьниками, повысится уровень мотивации младших школьников при решении задач.
Методами данного исследования является анализ педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы заключается в том, что подобранный комплекс стимулов (материальные стимулы, моральные стимулы, схематическое построение задачи, оформление содержания наглядным материалом, решение пройденной задачи…) может быть использован при решении младшими школьниками задач с дробями.
Курсовая работа состоит из:
1)введения;
2) четырех параграфов (три теоретических и один с опытно-экспериментальной работой);
3) заключения;
4) библиографического списка;
5) 2 таблиц;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--