Курсовая работа: Сущность и содержание управления знаниями в организации
План
Введение
1. Теоретический анализ
1.1 Роль знания и информации в современном обществе
1.2 Виды знаний в организациях
1.3 Категория «управление знаниями»
2. Анализ управления знаниями на практике в РФ
2.1 Не хочу все знать
2.2 Сочи возьмет у Пекина лучшее
Заключение
Список литературы
Введение
Потребности общества являются мощным стимулом развития экономики.
Главной экономической предпосылкой возникновения потребности в «управлении знаниями» послужило превращение знания в ценный рыночный актив и стремление предприятий и организаций использовать его для усиления своих конкурентных преимуществ. Для этого прежде всего организациям необходимо повернуться лицом к потребителю, использовать свои знания для решения проблем потребителя, организовать мониторинг потребительской сферы с точки зрения управления и создания новых знаний, научиться управлять творческим потенциалом.
Современный этап развития общества характеризуется огромным объемом накопленных знаний даже в узких тематических областях. Создалась интересная и парадоксальная ситуация: с одной стороны, отдельный индивидуум не в состоянии охватить всю массу существующих знаний, с другой стороны, человечество постоянно их пополняет в расширяющемся объеме со все большей скоростью. Этим обусловливается острая необходимость в формировании специальной методологии, которая позволит вести поиск и использование новых знаний с меньшими эвристическими затратами при одновременном повышении вероятности достижения поставленной цели. Возникла потребность управления творческим потенциалом самих создателей новых знаний.
Одной из причин повышенного интереса к управлению знаний является так же развитие коммуникационных и информационных технологий. Эти технологии позволяют обмениваться огромными массивами информации независимо от географического положения участников процесса и реального времени.
Поток информации нас только велик, что многие люди начинают сомневаться в необходимости создания новых знаний, поскольку не справляются с управлением накопленными знаниями.
Хотя термин «управление знаниями» в последние десятилетия стал очень популярен за рубежом, очень часто его категориальные рамки расплывчаты - управление знаниями отождествляется, если не напрямую, то по смыслу и словоупотреблению, с управлением интеллектуальным капиталом, иногда с управлением НИОКР.
Определяя сущность и содержание управления знаниями, необходимо исходить из следующего:
- производство, распространение и использование знаний осуществляется не только на индивидуальном, но и на общественном уровне, в результате чего возникают определенные взаимодействия между людьми,
- управление знаниями необходимо для координации совместной деятельности людей, а также формирования и использования ресурсов для достижения поставленных целей.[1]
1.Теоретический анализ
1.1 Роль знания и информации в современном обществе
Специфика современного этапа развития производительных сил предопределяет изменения в производственных отношениях. Использование микропроцессоров в качестве основного управляющего и контролирующего орудия труда приводит к глубоким качественным сдвигам в характере и содержании труда, охватывающем все уровни экономики: внутри предприятий и корпораций, на межотраслевом уровне, в сфере международного разделения труда. Именно эти изменения придают, с одной стороны, подвижность, а с другой - неустойчивость всему общественному производству и экономическим отношениям между его отдельными звеньями.
Эти процессы ведут к значительному расширению и усложнению форм взаимодействия науки с производством, повышению ее технической оснащенности, возникновению в ней новых элементов, таких, например, как малые инновационные фирмы и технопарки. Развертывание микроэлектроники привело к существенному повышению эффективности мелкосерийного производства, изменению его роли и хозяйственных связей с ним крупного бизнеса.
Среди изменений в сфере производства, вызванных новыми технологиями, необходимо отметить значительное усиление роли потребительского спроса, как стимула качественного развития производства и важного мотивирующего фактора формирования новых направлений технологического прогресса.
Повышение роли потребителей вызывает к жизни комплекс организационно-управленческих мер, таких, как усиление научных исследований в маркетинге, предварительное выявление и классификация потенциальных потребителей, ориентация на удовлетворение не только мелкосерийного, но и единичного спроса. Все большее значение приобретают науки, связанные с изучением поведения потребителей.
Попытки изучения изменяющегося характера производства и общества делались и в первой половине 20-го века, но особое распространение они получили после второй мировой войны, когда не только в академической сфере, но и в общественном мнении стала доминировать гораздо более высокая, чем ранее, оценка роли науки, образования и высоких технологий. Отметим, что реформы 90-х годов в России резко затормозили влияние науки и образования на развитие экономики, но, скорее всего, это временное отступление от мировых тенденций.
В литературе современный этап развития человеческого общества именуется по-разному: «информационное общество»; «постиндустриальное общество»; «общество (или экономика), основанное на знаниях»; «глобальное сетевое общество»; «обучающееся общество» и т. д. (рис. 1). Каждое из этих названий отражает определенные аспекты современного развития, хотя ни одно из них не получило приоритета, что свидетельствует о том, что на вопрос, что представляет собой современное общество, не существует исчерпывающего ответа[2] .
Постиндустриальное общество
Вместе с тем в научных кругах все чаще говорят о постиндустриальном обществе. Теория постиндустриального общества основывается на взаимодействии и развитии многих экономических, социальных и политических концепций. Среди предпосылок ее зарождения и развития - результаты бурных технологических, экономических и социальных изменений 20-го века, трудно объяснимых с позиции традиционной экономической науки: и резкое сокращение жизненных циклов новых продуктов и технологий, и радикальное изменение структуры производства и занятости, и изменившееся отношение к знанию, как экономическому ресурсу.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--